ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Жигунова Марина Николаевна – учитель-логопед высшей квалификационной категории, детский сад «Мотылек» поселка Монино Московской области. Педагогический стаж 22 года. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
МАССАЖ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Кошки любят, чтобы их гладили, собаки – когда их похлопывают, дети – когда их прижимают к себе, то есть ощущение контакта очень важно для всех нас. Массаж дает ощущение такого контакта. Какова же общая польза от массажа? Массаж стимулирует кровь и лимфообращение, укрепляет иммунную систему, снимает напряжение, успокаивает. Но есть еще специфика, возникающая при массировании каждой зоны человеческого тела. Так, массаж спины способствует расслаблению, снимает боли при перенапряжении, укрепляет иммунную систему. Массаж рук успокаивает, снимает напряжение. Многие часто автоматически заламывают руки, оказавшись в стрессовых ситуациях. Массаж лица помогает расслабиться, снять напряжение.
Массаж линии челюсти, где накапливается основное напряжение из-за стискивания зубов, может предотвратить взрыв негативных эмоций. Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса используется логопедический массаж. Опишем некоторые его движения. 1. Выполняем поглаживающие движения кончиками пальцев: от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы; от переносицы к околоушной впадине; от кончика носа по его спинке вверх и обратно; винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губы.
2. Вибрационный массаж. Те же движения, что и в первом виде массажа. Только движения производятся легкими поколачиваниями кончиками пальцев.
3. Упражнения для мимических мышц лица: вслед за массажем по команде взрослого ребенок самостоятельно морщит лоб, нос, хмурится, надувает щеки, улыбается и т.д. На занятиях логоримикой я нередко обучаю детей приемам игрового самомассажа.
Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают у ребенка неуверенность и зажатость, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами. Достижение эмоционального раскрепощения, открытость происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования. С какой целью я использую приемы самомассажа? Известно, что самые незначительные изменения в нервной системе проявляются на коже, и наоборот, изменения, развивающиеся в коже, отражаются на состоянии центральной нервной системы.
Кожа с ее богатым рецепторным (нервным) аппаратом первой воспринимает механическое раздражение во время массажа. Применяя тот или иной массажный прием с определенной силой и продолжительностью массажного воздействия, можно изменить функциональное состояние ЦНС, снижать или понижать ее возбудимость, улучшать (ускорять) обменные процессы в тканях. Под влиянием массажа улучшаются функциональные состояния проводящих путей, усиливаются различные рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами, сосудами и с внутренними органами. Характеризуя физиологические воздействия массажа на периферическую нервную систему, следует отметить, что поглаживание снижает возбудимость массируемых тканей, и это оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему. При растирании, ударных приемах повышается возбудимость массируемых тканей. Массаж вызывает положительные сдвиги в нервно-мышечной системе, снимает утомление, повышает сократительную способность мышц, улучшает проведение импульсов, повышает работоспособность. Массаж может воздействовать на весь организм в целом, усиливая его защитные и регуляторные функции.
Самомассаж помогает укрепить мышцы пальцев и кистей рук. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М. И. Кольцова пришла к заключению, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Особенно следует тренировать движения пальцев рук, стимулируя речевое развитие, там, где речевое развитие задерживается.
Итак, игры с пальцами и массаж идеально сочетают в себе два фактора воздействия на речевое развитие детей: 1) как мощное средство повышения работоспособности коры головного мозга; 2) как наиболее приемлемая в дошкольной практике игровая форма поведения. В логопедических группах детского сада для массажа кистей и пальцев рук широко используются как традиционные мозаики, шнуровки-застежки, так и кистевые эспандеры, бельевые прищепки, жесткие щетки (для развития мышечной силы кистей и пальцев рук); коврики, иппликаторы Кузнецова (для улучшения кровообращения), игры с веревочками для выработки координации вращательных движений.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, координации движения, воображения, образности мышления. А под влиянием массажа льдом, снегом (криомассаж) увеличиваются амплитуда движений в суставах.
Этот вид массажа способствует улучшению мышечного кровооттока, выведению продуктов метаболизма, ликвидации гипоксии, регенерации тканей.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|