ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 2012
Зыкова Ирина Евгеньевна – логопед первой квалификационной категории, МБДОУ компенсирующего вида № 4 «Росток» Московской области. Стаж педагогической работы 12 лет. Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог"
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Основной задачей логопеда дошкольного учреждения является формирование произносительной стороны речи. Очень важно, чтобы выпускник детского сада владел нормами звуковой культуры речи, ее произносительной стороной. Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата, недостаточной подвижностью органов артикуляции, недоразвитием фонематического слуха. Снижение физического слуха, усвоение неправильной речи окружающих также могут приводить к недостатками произношения. Достаточно часто встречается тот факт, что недостатки звукопроизношения являются признаком другого, более сложного нарушения речи, требующего специального лечения и обучения. В работе над формированием произносительной стороной речи лежит последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Большое внимание следует уделить развитию речевого дыхания, голосового аппарата, подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Артикуляционный аппарат является основой для звукопроизношения. Правильное положение и движение органов речи, необходимы для произнесения звуков русского языка. Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе, тембру, ритму, темпу речи. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются логические паузы – остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Качество голоса зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Различные заболевания верхних дыхательных путей ведут к возникновению голосовых нарушений. Часто у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным его использованием: перенапряжением голосовых связок, вызываемым постоянно громкой напряженной речью, неправильным использованием тона голоса, не соответствующим диапазону голоса ребенка. Начинать коррекционную работу следует не с наиболее часто нарушаемых у детей звуков: с, ш, р и др., а с простых : и, ф ,т, ы и др., артикуляция которых содержит в себе элементы артикуляции сложных звуков. Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и согласных звуков, добиваться постепенного усвоения ребенком фонематической системы языка. Систематическое, последовательное занятие по отработке всех звуков(проводятся, начиная со второй младшей группы и заканчивая подготовительной к школе группе), а также работа по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте. В процессе этих занятий у ребенка вырабатываются и кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата), что помогает ему овладеть правильной артикуляцией звуков.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|