ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 2012
Зыкова Ирина Евгеньевна – логопед первой квалификационной категории, МБДОУ компенсирующего вида № 4 «Росток» г. Лосино-Петровский Московской области. Стаж педагогической работы 12 лет. Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог"
Теория речевого дыхания у детей с ОНР
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержание нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Ребенку необходимо научить правильно дышать. Физиологическое дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Речевое дыхание участвует в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
Дети с общим недоразвитием речи имеют комплексное нарушение и на подготовительном этапе при формировании произносительной стороны речи важно работать над речевым дыханием. Работа над речевым дыханием заключается в выработке длительного ротового выхода и в умении экономно расходовать воздух в процессе речевого высказывания. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют выработке диафрагмального дыхания и воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом. Речевое дыхание это скоординированный процесс, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания.
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя:
1.Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).
2.формирование длительного фонационного выдоха.
3.формирование речевого выдоха.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение.
Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями. Упражнения на развитие дыхания необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику, во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультурную паузу в любое свободное время на усмотрение педагога.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|