ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4(2013)
Афанасьева Ирина Валерьевна – учитель-дефектолог МБДОУ д\с № 33 г. Балашиха Московской области. Педагогический стаж – 10 лет. 1-я квалификационная категория. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ИХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей воспринимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайную важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе это – выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения.
Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, не только отражая чувства, знакомые и близкие ему, но и открывая новые, раннее неведомые. Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды искусства, является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно-образный характер детского мышления делает это период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять». Источниками детского творчества могут быть как окружающая действительность, так и различные виды искусства, с которыми знакомят детей взрослые.
Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественно выразительности. Позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихи) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным. Психолого-педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности (Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др.). Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета и явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении.
Но, не овладев связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображаемое, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картин, но и придумывать предшествующие и последующие события. Развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ.
Предлагаемая методика развивает восприятие произведений изобразительного искусства, формирует представление о художественном образе произведения. На этой основе развивается умение высказываться связно и образно на тему произведения живописи. Дети могут рассказывать о картине, объяснять выбранный художником колорит, настроение автора и переданные чувства, соотнося при этом картину с литературным произведением. Умение объяснять свое предпочтение жанра в изобразительном искусстве развивается параллельно с пониманием художественного образа, что способствует сознательному использованию разнообразных выразительных средств в связных высказываниях. Ознакомление детей с разными жанрами изобразительного искусства подводит к созданию разных типов текста: описания при рассматривании пейзажа и натюрморта, рассуждения и контаминированного (смешанного) текста при рассматривании картин всех жанров. Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведений.
Когда происходит осознанный выбор детьми образных средств, наблюдается становление их речевой и общей культуры. Речевое обучение можно проводить как фронтально (одно занятие в неделю), так и индивидуально (по мере необходимости по 10-15 минут с одним ребенком или с группой детей). Комплексное решение разных речевых задач на одном занятии – главная задача формирования связной речи. На первом этапе (подготовительном) основное внимание уделяется развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений живописи, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Выбранные репродукции картин соответствуют общепринятым принципам отбора.
Дополнительно отбираются произведения разных видов искусства: фольклора, литературы, музыки. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащения речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями), а также обучение умению строить предложения разных типов и работать над структурой высказывания, соответствующей описанию. На втором этапе происходит обучение детей построению связного высказывания на темы картин разных жанров. При этом используются разнообразные методические приемы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине и его объяснения.
Отбираются произведения живописи по жанрам. Детям предлагается выбрать одно из нескольких произведений живописи и аргументировать свой выбор. Производится запись детских рассказов и чтение их других детям. Заключением каждого этапа обучения может быть проведение выставки. На вернисажах могут быть представлены репродукции картин, находящихся в местных художественных или краеведческих музеях, или репродукции картин из собраний столичных музеев – Третьяковской галереи и Русского музея.
На вернисажах в качестве экскурсоводов по очереди выступают дети. Обязанности экскурсовода оговариваются: придумать название для выбранной картины и последовательно рассказать о ее содержании, колорите, оценить картину и высказать суждение о ней. Высказывания детей, выступающих в роли экскурсоводов, можно рассматривать как продукт речевого творчества. Роль педагога на таких занятиях должна быть минимальной. Может быть и другой вариант проведения вернисажа, когда педагог берет на себя роль экскурсовода, который отвечает на вопросы зрителей-детей, а затем предлагает отвечать на вопросы всем желающим. Умение задавать вопросы также является хорошим показателем развития связной и выразительной речи детей и достижением высокого уровня речевого развития. Каждый вернисаж педагог может открывать чтением стихов или прозы о временах года и использовать для сопровождения отрывки из музыкальных произведений по своему выбору.
Помимо обучения в детском саду необходимо организовывать посещение художественных музеев, выставок, галерей и т.д., где дети могут общаться с подлинными произведениями искусства. Экскурсии целесообразно проводить на определенные темы, решая при этом следующие задачи: – научить детей при описании картины видеть художественный образ произведения; – сформировать умение высказываться на тему произведения живописи; – развивать умение создавать творческий рассказ на тему картины, структурно оформленный и выразительный.
|