ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4(2013)
Андрющенко Елена Александровна – воспитатель ГБОУ д\с № 606 ВАО г. Москвы. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ИГРУ
Современный мир изменчив и непредсказуем. И ни для кого не секрет, что современные дети совершенно не похожи на тех детей, какими были мы в детстве.
Современный ребенок – какой он? Развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, воспитываемый телевизором. Современным детям необходима быстрая подача информации, меньше времени на решение поставленных задач, а получать результат надо сразу же. Современный мир, если посмотреть на него глазами родителя, предлагает множество средств для развития малыша: яркие, многофункциональные игрушки, развивающие занятия в различных детских клубах, телепередачи, компьютерные игры…
И, к сожалению, многие из них забывают, что самое гениальное средство для развития ребенка изобрела природа. И имя ему – игра. Игра – ведущий вид детской деятельности, игра – это стихия дошкольника. В.А. Сухомлинский считал, что игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Но как и во что играют современные дети? В последнее время остро стоит проблема игры в дошкольном возрасте.
Педагоги и психологи бьют тревогу: игра «уходит» из дошкольного детства. Возникает вопрос – почему? Этому способствует ряд причин: у современных детей мало эмоций, впечатлений, дети не знают, чем занимаются их родители, от детского непосредственного наблюдения ушли многие профессии, взрослые не играют с детьми оттого, что нет времени, или же оттого, что сами не умеют играть, с детьми постоянно «занимаются», времени на игру нет. Однако дети продолжают играть, но делают они это сейчас по-другому.
Главная цель детской игры – желание стать взрослым. Современные дошкольники воспроизводят в своих играх не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев. Действия с яркими игрушками сводятся просто к манипулированию ими. Так как же быть педагогу в условиях современного мира? Игра современного ребенка спонтанна, возникает быстро, и также быстро может закончиться, не успев даже развернуться. Д.Б. Эльконин отмечает, что эффективное и полноценное развитие ребенка предполагает не сворачивание игры, а своевременное и максимально полное использование ее возможностей.
Все мы прекрасно помним правила руководства сюжетно-ролевой игрой, выделенные Д.В. Менджерицкой: обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам; обогащение жизненного опыта детей; своевременное изменение игровой среды; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры; умение поддерживать инициативу.
И эти правила необходимо соблюдать каждому педагогу, однако я считаю, что в современных условиях нужно посмотреть на игру с другого ракурса, в игре необходимо идти от ребенка, от его интересов и потребностей, постепенно поворачивая в сторону решения задач, поставленных образовательной программой. В игре ребенок стремится разнообразить свою позицию «маленького», стать кем-то другим, более взрослым и социально значимым. Это желание, как правило, вытекает из его близких отношений с окружающими. И для того, чтобы ребенок играл, нужно играть вместе с ним.
Я не предлагаю ничего принципиально нового, просто хочу расставить акценты и рассказать, как мы играем с детьми в моей группе. Сюжеты детских игр дети подсказывают сами, моя задача, как педагога, вовремя услышать ребенка, поддержать замысел, помочь в организации игры и аккуратно и ненавязчиво повернуть ход игры в соответствии с поставленными передо мной задачами. Например, Соня, придя утром в детский сад, уже с порога объявила, что она принцесса и ищет принца. Быстро находим принца, решаем, где будет жить принцесса, и чем она будет заниматься, кто будет жить вместе с ней в сказочном королевстве. А в этом королевстве чего только нет – парикмахерская, кухня с поварами, мастерская, ателье и т.д.
Иногда игры возникают и разворачиваются на основе каких-либо предметов и игрушек. Даня берет детский компьютер и объявляет, что все идут на работу. И здесь огромный простор для развития игры. Очень важно учитывать интересы ребенка, быть в курсе того, чем живут современные дети, принимать детскую игру и помогать развивать ее, и не забывать о поставленных перед нами задачах. Современному педагогу необходимо понимать основную цель игры в дошкольном возрасте – игра, достигая высшей степени своего развития, оказывает влияние на развитие произвольности, которое и определяет главное новообразование дошкольного возраста.
Если ребенок играет в дошкольном возрасте, это дает ему возможность стать полноценным человеком в будущем. Я, как современный педагог, понимаю, что мы растим наше будущее, и это не просто слова. Идти в ногу со временем – это не про нас, мы должны быть всегда на шаг впереди.
|