ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 4(2013) МУЗЫКА РИСУЕТ ДОЖДЬ музыкальная гостиная
Примечание: материал представляет собой разработку сценария музыкального праздника для детей старшего дошкольного возраста в рамках мероприятия «Сезон открытия классической музыки в детском саду».
Оформление зала: на центральной стене зала – декорации облачного неба: дождевые тучки, солнышко; на боковой стене зала – декорации осенней природы: деревья, кусты, тучки, лужи.
Действующие лица: взрослые – хозяйка музыкальной гостиной; дети – дети-чтецы, девочки – дождевые капельки;
Элементы костюмов: девочки одеты в голубые прозрачные платья, на голове – ободки с прозрачной капелькой; мальчики одеты в белые рубашки, галстуки-«бабочки», черные брюки;
Атрибуты: большая нарисованная туча, за которой прячутся «капельки», голубые султанчики, принадлежности для рисования.
Мультимедийная презентация видеоролика к песне «Виноватая тучка», экспозиция картин художников:
Экспозиция № 1. «Перед грозой», работа А.В. Маковского;
Экспозиция № 2. «Дождь в парке», работа Д. Левина;
Экспозиция № 3. «Перед грозой», работа И.И. Шишкина;
Экспозиция № 4. « Перед грозой», работа Ф.А. Васильева;
Экспозиция № 5. «Осень плачет и смеется», работа К.П. Брюлова;
Экспозиция № 6. «Осень пришла в Москву», работа Н.В. Кулагина.
Музыкальный материал:
1.«Что такое это – музыка?» Г. Струве;
2. «Виноватая тучка» Д. Тухманова, Ю. Энтина;
3. «Весенняя гроза» И. Штрауса, Вальс си бемоль мажор;
4. «Гроза» А. Вивальди из цикла «Времена года», «Лето»;
5 «Октябрь. Осенняя песнь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»;
6. «Дождевые капли» П. Мориа.
Х О Д П Р А З Д Н И К А
Дети входят в зал под музыку П. Мориа «Дождевые капли».
Х о з я й к а м у з ы к а л ь н о й г о с т и н о й. Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной, посмотрите, как здесь красиво! Вы попали в волшебное царство музыки. Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое музыка? Можно ли назвать любые звуки, звучащие в любой последовательности музыкой? Например: стук молотка, шум ветра, дождя, листвы и прибоя, жужжание пчел, стрекотание кузнечиков? Наверное, хаотичные, бессмысленные звуки – это не музыка.
Музыка должна передавать какой-то смысл, иметь какое-то содержание. Так что же такое музыка? Музыка – это вид искусства.
У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слова, а музыка – с помощью звуков. Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой, изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Музыка – это искусство воспроизведения в звуках чувств и настроений с целью вызвать в слушателе соответствующие чувства и настроения.
Звучит песня «Что такое это – музыка?» Г. Струве.
Х о з я й к а г о с т и н о й. Сегодня здесь будет звучать музыка великих композиторов: И. Штрауса, А. Вивальди, П.И. Чайковского, они расскажут нам о дожде звуками музыки. Что такое дождь, и откуда он берется? Днем на небе вместе с солнцем хорошо видны облака. Это белые клубочки из влажного воздуха, которые могут принимать различную форму в виде животных, корабликов и лошадок, кто как увидит. Облака могут быть белыми, а могут быть серыми, тогда они называются тучами. Когда туча становится все темнее, в ней образовывается вода и может пойти дождь и даже гроза с громом и молнией.
Дети танцуют «Танец дождевых капелек» под песню Д. Тухманова, Ю. Энтина «Виноватая тучка».
(видеоролик к песне)
Х о з я й к а г о с т и н о й. А какими бывают дожди?
1-й р е б е н о к.
Дожди бывают разными,
Холодными и теплыми,
Бывают даже грязными,
Короткими и долгими.
Дожди бывают снежными,
Морозными, как льды,
И мелко моросящими,
С рассвета до зари.
Слепые проливаются
Под солнечным лучом,
А ливень начинается,
Когда ударит гром.
2-й р е б е н о к.
Когда грибной кончается,
Он радугу зовет,
Окатный на прощаньице
Купает весь народ.
Дожди бывают разными,
Кислотными и звездными,
Бывают даже манными,
Ну, а с грозою – грозными.
Но как бы ни сердилися
Дожди на нас, людей,
Без этой водной силищи
Жилось бы нам скучней.
(Экспозиция № 1, слайд 1).
Х о з я й к а г о с т и н о й. Что мы с вами увидели на этой картине? Красоту весенней природы. Скажите, какие цвета преобладают весной? Цвет первой зелени – желто-зеленый, цветение первых цветов – белых, розовых, голубое небо, птицы в небе.
Разверзлись с треском небеса,
Потоки ливня зашумели.
Гром грянул. Сильная гроза
Ударила в конце апреля.
Под окнами уже цветы
Свои бутоны распускают.
Сорвав с календаря листки,
Апрель идет навстречу маю!
(Экспозиция № 2, слайд 2).
Х о з я й к а г о с т и н о й. А сейчас мы послушаем музыку композитора
И. Штрауса «Весенняя гроза».
Прислушайся, и ты поймешь,
Как музыка рисует дождь,
Палитру красок подобрав,
Раскроет музыкальный нрав.
(Звучит пьеса И. Штрауса «Весенняя гроза» – Вальс си бемоль мажор).
Х о з я й к а г о с т и н о й. Прослушанная музыка яркая, звонкая, радостная. В ней чувствуется полет, движение, пение птиц. Мелодия светлая, в музыке чувствуется приход весны.
После весны приходит солнечное лето. Сначала прослушаем музыку, и потом вы скажете, какое лето изобразили художники в этих фрагментах – спокойную, знойную природу или какое-то явление природы. А сейчас мы с вами будем слушать, как композитор А. Вивальди передал настроение, характер летней грозы. В самом начале звучания музыка создает картину начинающейся тревоги по поводу надвигающихся огромных туч, но вот гроза началась, скрипки передают движение ветра, льющегося дождя, сначала сильного, к концу ослабевающего. Музыка в конце композиции радостная и кажется, что вот уже бабочки и стрекозы легко кружатся над упоенными цветами, выглянуло солнце.
(Экспозиция № 3, 4, слайды 3, 4).
Звучит музыка А. Вивальди «Гроза» из цикла «Времена года», «Лето».
Х о з я й к а г о с т и н о й. Дождь бывает разный – долгий и короткий, сильный и слабый, холодный и теплый. Бывает летний дождь – от него всем весело, он поднимает настроение, освежает и шумит. Бывает осенний дождь – от него, наоборот, всем грустно, потому что он долгий, холодный и грустный. Но одно дело – знать, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей. Три осенних месяца: ласковый сентябрь, дождливый октябрь и холодный ноябрь. Природа готовится к длительному отдыху. И если начало осени еще дружелюбно тешит ласковыми лучами бабьего лета, очаровывает красотой золотых красок, то со второй половины осени погода значительно портится, и небо затягивается серой пеленой моросящих дождей.
(Экспозиция № 5, слайд 5).
Льет дождь холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам.
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
– О каком дожде рассказал в своем стихотворении И. Бунин? Хочется ли гулять под таким дождем?
– Как идет осенний дождь? (Моросит, сеет, шепчет).
– Какой дождь бывает осенью? (Холодный, нудный, надоедливый, скучный, затяжной).
– Какое настроение бывает у людей, когда идет осенний дождь?
– Что вы любите делать, когда идет осенний дождь?
Звучит пьеса П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года».
(Экспозиция № 6, слайд 6).
Х о з я й к а г о с т и н о й. Каким бы ни был дождик – проливным или моросящим, холодным или теплым – он нам не страшен, потому что от него нас всегда спасет зонтик!
«Танец с зонтиками» под песню «Разноцветная игра» (музыка Б. Савельева, слова Л. Рубальской).
Х о з я й к а г о с т и н о й. Дождь прошел, развесив в небе
Пестрой радуги усы
И оставив нам на память
Только капельки росы! (И. Бойцова).
Хозяйка гостиной раздает детям большие листы бумаги для коллективного творчества, гуашь, акварель. Дети рисуют дождь, радугу, звучит музыка песня в исполнении Л. Артемьевой «Музыка рисует дождь».
|