ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4(2013)
ЗВУКАМИ ИГРАЕМ, КРАСИВО РАССУЖДАЕМ.
ЗВУК [Й]
занятие в подготовительной логопедической группе
Цель: знакомство со звуком [Й] и буквой Й. Задачи: коррекционно-образовательные: – дать детям понятие о механизме образования звука Й; – учить определять позицию звука в словах; – учить детей правильно задавать вопросы к предметам, признакам предметов и действиям предметов и отвечать на них. коррекционно-развивающие: – закрепить навык произношения звука [Й] в слогах, словах, фразах; – развивать общую и артикуляционную моторику; – развивать фонематический слух и восприятие; – расширять словарь. Оборудование: предметные картинки, в названии которых присутствует звук [Й], наборы с буквами и цветными квадратами, схемы слова, карандаши, тетради.
Х О Д З А Н Я Т И Я
1.Организационный момент «Мимическая зарядка»
2. Развитие артикуляционной моторики «Сказка о язычке»
3.Повторение пройденного
Л о г о п е д (задает вопрос). Ребята, скажите, какие мы с вами знаем звуки, при произнесении которых участвует задняя часть языка? ([К],[К,],[Г],[Г,],[Х],[Х,]) – А какие мы знаем звуки, при произнесении которых участвует передняя часть языка? ([С],[С,],[З],[З,]) – Молодцы! 4. Знакомство со звуком [Й] Артикуляция звука Л о г о п е д. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся со звуком, при произнесении которого участвует средняя часть языка. Давайте возьмем зеркала и произнесем звук [Й]. Дети совместно с логопедом анализируют произношение звука. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты. Кончик языка опущен за нижние зубы, а спинка языка поднимается к твердому небу. Сильная воздушная струя разрывает эту преграду. Голос работает.
5. Характеристика звука [Й] Дети работают по схеме и самостоятельно определяют, что звук [Й] – согласный (так как его нельзя петь, тянуть, и во рту есть преграда), звонкий (подносят тыльную сторону ладони к горлу). Логопед объясняет детям, что звук [Й] всегда мягкий. На звуковой схеме звук [Й] обозначаем зеленым цветом.
6. Дидактическая игра «Светофор». Дети поднимают зеленую карточку, услышав слово со звуком [Й]: май, кубики, зайка, малина, край, трамвай, умывальник, сарай, автобус, змей, машина, самолет, попугай, гвоздика, Незнайка, балалайка, пузырек, кофейник.
7. Работа со схемами слова и предметными картинками Логопед показывает предметную картинку, дети определяют местонахождение звука [Й]: в начале, конце, середине слова.
8. Физкультминутка. Игра с мячом Дети с логопедом встают в круг. Логопед передает мяч рядом стоящему ребенку (далее мяч передается по кругу) и задает вопрос: кто? (или что?). Ребенок придумывает предмет, отвечающий на этот вопрос, и передает мяч следующему. Тот задает вопрос: какой? (какая?, какое?, какие?). Следующий ребенок придумывает признак предмета. Затем другой ребенок задает вопрос: что делает? (что делают?) и передает мяч следующему, тот, в свою очередь, придумывает действие. Затем очередной ребенок повторяет всю получившуюся фразу целиком и передает мяч дальше. Так игра продолжается. Число кругов определяется количеством детей (2-3 круга). Пример: – Кто? – Собака. – Какая? – Рыжая. – Что делает? – Лает. – Рыжая собака лает.
9. Раскрашивание в тетрадях звуковой схемы слова «змей»
10. Знакомство с буквой Й. Букву Й зовут И кратким, Й как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши.
11. Печатание слов Дети печатают в тетрадях слова: клей, мой, зайка, майка, май, музей. Под словами рисуют звуковую и слоговую схемы.
12. Итог занятия – Какой звук мы с вами сегодня изучали? Какова его характеристика?
|