ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 4(2013) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Наш детский сад № 1881 ЮВОУО города Москвы компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, является инновационной площадкой по теме «Апробация и внедрение мониторинга здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях города Москвы».
В начале учебного года под руководством д.м.н., проф. Храмцова П.И. был проведен «Мониторинг здоровья дошкольников».
Были исследованы функциональные возможности организма детей старшего дошкольного возраста. «Проба Штанге» определяла устойчивость организма к гипоксии и выполнялась путем максимально возможной задержки дыхания после максимально глубокого вдоха.
Мы получили следующие результаты на начало учебного года
Таблица № 1
Показатели
Начало
учебного года 2012- 2013г.
Устойчивость к гипоксии ниже среднего уровня, %
58%
Получив такие данные и сравнив их с заболеваемостью детей, мы поняли, что недостаточное развитие функции дыхания связано с частыми простудными заболеваниями детей. И для их оздоровления было решено разработать систему упражнений по развитию дыхания у детей старшего дошкольного возраста.
К разработке программы подключились учителя-логопеды, музыкальные руководители, педагоги-психологи, воспитатель по физической культуре, инструктор по плаванию и воспитатели групп.
Нашей творческой группой было решено подобрать дыхательные упражнения, игры и создать оздоровительный комплекс упражнений, которые будут обеспечивать укрепление дыхательной системы и формировать навыки правильного рационального дыхания.
Изучив литературу по данному вопросу и обобщив собственный опыт, мы выбрали наиболее эффективные игры и упражнения на развитие функции дыхания.
Систематизировав образовательную деятельность и наблюдения за детьми, мы поняли, что правильное дыхание очень полезно для нервной системы. Глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот помогает ребенку расслабиться, снять напряжение, успокоиться, перебороть раздражение и волнение.
На первый взгляд может показаться, что нет ничего сложного в процессе дыхания. Обследование детей показало, что многие дети дышат неправильно.
Вначале дыхательные упражнения казались детям сложными и скучными, поэтому педагоги старались заинтересовать детей. Воспитатели проводили дыхательные упражнения в игровой форме, придумывали для них шутливые названия: «Соня», «Ловля пискуна», «Ку-ка-ре-куш-ка», «Носики-курносики», «Веселая муха на носу», «Давай с тобой погреемся» и другие.
В течение дня проводили с детьми различные упражнения на развитие функции дыхания: в виде физкультминуток во время образовательной деятельности (для снятия напряжения и усталости), со звуками (игровое), с движениями (для двигательной активности).
Дыхательные упражнения использовали музыкальные руководители на своих занятиях. Во время пения вместе с музыкальными распевками дети выполняли звуковые и беззвуковые упражнения, которые не только решали конкретные первичные задачи («цепное» дыхание, короткий вдох – длительный выдох), но и увеличивали жизненную емкость легких.
Певческие упражнения выглядели как увлекательные игры: «Кто дольше прожжужит пчелой», «Ниточка»; подражание звукам природы: шум ветра, завывание вьюги.
Дыхание – это основа не только пения, но и речи. Речевое дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию, развитие голоса. Поэтому, используя упражнения на развитие дыхательной функции, логопеды решали задачу коррекции развития речи. Были использованы логопедическая и фонетическая ритмики. В работе использовали потешки, чистоговорки, дразнилки и веселые стихотворения. Детям нравились упражнения «Ананас», «Баран», «Косарь» и другие.
На занятиях с педагогом-психологом дети с удовольствием выполняли игровые упражнения на развитие функции дыхания: «Мыльные пузыри», «Мельница», «Шарики», «Ветерок», «Футбол» и т.д.
Безусловно, большая работа проводилась на физкультурных занятиях и занятиях по плаванию. Дыхательные упражнения на занятиях по физической культуре способствовали укреплению организма детей, предупреждали отклонения в физическом развитии, развивали у детей самостоятельность, активность, умение заботится о своем здоровье.
Название самого упражнения («Ветер дует», «Деревце качается», «Осенний листочек» и т.д.), эмоционально представленного педагогом, способствует тому, что дети в своем воображении рисуют то, что им предстоит выразить дыханием, руками, плечами. И поэтому достигался благоприятный оздоровительный эффект от проведения данных упражнений на физкультурных занятиях.
Успех в обучении плаванию зависит от правильной техники дыхания. Обучение правильной технике дыхания дается детям не сразу. Мы использовали в работе следующие упражнения на развитие дыхательных функций: «Сделай ямку», «У кого больше пузырей», «Качели», «Ваньки-встаньки» и т.д.
На конец года нами были подведены итоги на основании повторного мониторинга с детьми старшего дошкольного возраста. Результаты нас порадовали: устойчивость гипоксии ниже среднего уровня значительно уменьшилась.
Таблица 2
Показатели
Начало
учебного года 2012- 2013г.
Конец
учебного года 2012- 2013г.
Динамика**
Устойчивость к гипоксии ниже среднего уровня, %
58%
14%
положительная
Заметно улучшилось физическое здоровье детей, увеличилась подвижность грудной клетки, жизненная емкость легких, повысилась сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям и заболеваниям дыхательной системы.
Таким образом, дыхательная гимнастика очень важна для полноценного физического развития и здоровья ребенка. Также одним из положительных моментов применения дыхательной гимнастики в системе оздоровления дошкольников является отсутствие высоких экономических затрат, благодаря чему, данные занятия могут применяться в любом дошкольном учреждении, а также дома родителями.
|