ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 42013 Развитие
мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте
Ученые, занимающиеся
исследованиями головного мозга и психического развития детей уже давно доказали
связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Хорошо развитые мелкие
движения рук характерны детям с более развитым мозгом (особенно тех отделов,
которые отвечают за речь). Проще говоря, можно сказать, что чем лучше развиты
пальцы рук у детей младшего дошкольного возраста, тем проще ему будет осваивать
речь.
Разумеется, что развитие мелкой
моторики не является единственным фактором, способствующим развитию речи.
Необходимо развитие речи в комплексе с развивающими занятиями, активным
общением в быту, необходимо читать ребенку, показывать ему окружающий мир,
вызывать его на разговор.
Особое развивающее воздействие
имеют движения пальцев и кистей рук ребенка. У новорожденных детей хватательный
рефлекс заключается в способности бессознательно не выпускать из рук предмет,
затем по мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и
отпускать, именно так и происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие
малыша. К 2-3 годам ребенок уже осознанно берет в руки предметы, манипулирует
ими согласно задуманной цели.
Я определяю уровень речевого
развития детей таким методом: ребенок должен показать один пальчик, два
пальчика и три. Дети, относящиеся к категории «говорящих» - показывают
изолированные движения пальцев. Если же дети сгибают пальцы и разгибают только
вместе, мышцы пальцев напряжены – то это «неговорящие» дети. Вот таким вот
простым способом можно определить уровень развития мелкой моторики и речевое
развитие детей 2-3 лет не только специалистам, но и родителям малыша.
Могу отметить, что в развитии
речи и, соответственно, мышлении ребенка будет затруднение до тех пор, пока
движения пальцев не станут свободными, без напряжения, достигнут достаточной
точности. Именно тогда начинается формирование словесной речи. Развитие
пальцевой моторики как бы подготавливают почву для последующего формирования
речи.
Талантом нашей народной
педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и
другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие
родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с
развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с
самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить
произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.
Я учу детей застегивать и
расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Родителям
рекомендую разнообразные игры с мозайкой, кубиками, которые способствуют
формированию тонкой моторики. Очень эффективны различные виды изобразительной
деятельности, лепка и аппликации на разные темы в зависимости от поставленных
целей.
Но наиболее эффективна
пальчиковая гимнастика, которую могут проводить как родители, так и мы педагоги.
Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием в играх познают мир, учатся
всему новому, радуются своим достижениям и способностям, поэтому игры с
пальчиками – для них наилучшее и полезное развлечение.
В условиях детского сада можно
использовать пальчиковую гимнастику во время прогулок и других режимных
моментах. С помощью рифмованных историй, сказок я показываю различные движения
пальцев, которые малыши повторяют. В ходе «пальчиковых игр» дети достигают
хорошего развития мелкой моторики рук, оказывающей влияние на его речь и
подготавливающей впоследствии к письму и
рисованию.
Особое внимание мне хочется
обратить на то, что процесс развития мелкой моторики рук у детей – это не
только необходимость, но и возможность для педагога творчески подойти к
разработке развивающих занятий для детей 2-3 лет, реализовать свои знания,
умения и навыки в воспитательном процессе, воспользоваться современными
педагогическими инновациями в особо важной сфере развития ребенка.
|