ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Чуракова Любовь Петровна – старший воспитатель ГБОУ д\с № 2514 г. Москвы. Высшая квалификационная категория. Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
НОВАЯ ФОРМА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ –
СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Сегодняшний мир постоянно переживает изменения, он находится в постоянной динамике. А постоянное изменение – это трудное испытание, часто возникают вопросы по организации, функционированию семейных детских садов. Важно обеспечить достижение нового качества общего образования, используя инновационный потенциал модели; развитие взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семейного детского сада (далее – СДС), включение в проектную деятельность СДС, формирование педагогической культуры воспитателей СДС.
Семейный детский сад, безусловно, – одна из форм образования будущего, так как он является актуальным явлением, получившим большой отклик среди многодетных семей. Семейный детский сад – это особое структурное подразделение ГБОУ, которое имеет ряд существенных отличий от дошкольного образовательного учреждения. Перечислим их. Во-первых, это самостоятельная модель дошкольного учреждения; во-вторых, в большинстве случаев мама-воспитатель не имеет педагогического образования; в-третьих, педагог одновременно выполняет несколько функций: воспитателя, няни, повара; в-четвертых, материально-техническая база детского сада отличается от материально-технической базы семейного детского сада; в-пятых, группа семейного детского сада разновозрастная (одновременно в ней могут быть представлены дети всех возрастов).
С 1 ноября 2008 года под патронатом ГБОУ детский сад № 2514 находится семейный детский сад «Радуга». Эта многодетная семья воспитывает 8 детей. В 2010 году мама и папа были награждены орденом «Родительской славы города Москвы». Самому старшему из детей 20 лет, а младшей – 6 месяцев. В самом начале семейный детский сад посещало два ребенка самой мамы, а третий был из другой многодетной семьи, сейчас – четыре ребенка: три ребенка из семьи воспитателя и один из семьи родной сестры. Поскольку группа разновозрастная, маме-воспитателю приходится больше тратить времени на подготовку к занятиям (подбор наглядного и раздаточного материала по возрасту, учитывающего уровень знаний детей, индивидуальные способности, требования программы).
А так как многодетная мама имела среднеспециальное образование и непрофессиональный опыт воспитателя, то пришлось разрабатывать программу по ее обучению. Была разработана система поддержки и базового обучения воспитателя семейного детского сада, которая включала в себя консультирование, посещение занятий, наставничество. Система была выстроена по точечно-концентрическому принципу, охватывая основные области и линии развития с точки зрения теоретических принципов и особенностей, подкрепляя их практическими занятиями. До встречи со старшим воспитателем и другими специалистами ДОУ мама-воспитатель на собственное усмотрение определяла, что должен знать и уметь ребенок, не соблюдала системность, последовательность в работе с детьми, часто следовала их капризам.
Но вместе с тем она проявляла стремление развиваться, получать новые знания и не быть пассивным наблюдателем в вопросах воспитания и обучения своих детей. Старший воспитатель на первой консультации познакомил воспитателя семейного детского сада с программой, по которой работает ДОУ, объяснил структуру занятия, предложил макет планирования воспитательно-образовательной работы.
Первое время старший воспитатель составлял план вместе с воспитателем СДС, рассказывал, на что обращать внимание, какие использовать методы и приемы с учетом возраста детей. Так как режим работы семейного детского сада определяется в соответствии с Уставом сада-базы, там же определяются режим питания и меню, старший воспитатель предложил режим дня, оптимальный для такой группы, ознакомил с двигательным режимом, методами закаливания, утренней гимнастикой, гимнастикой после сна, порекомендовал психолого-педагогическую литературу для самообразования. Было составлено расписание занятий. В конце года мама-воспитатель сама проводила диагностику знаний и умений детей и приносила ее старшему воспитателю. Воспитатель семейного детского сада получает помощь и от других специалистов детского сада.
На основании психолого-педагогической диагностики маме-воспитателю даются рекомендации, на что обратить внимание, какие использовать методы и приемы с учетом возраста детей. Когда у ребенка возникают проблемы с постановкой звуков, воспитатель приводит своего ребенка на занятия к учителю-логопеду. Педагог семейного детского сада не всегда может посещать педагогические советы, консультации, открытые просмотры ГБОУ, так как ему не с кем оставить детей. Мы нашли выход из этой ситуации в гибком расписании посещения специалистов.
Если обрисовать, как происходит взаимодействие воспитателя СДС со специалистами ГБОУ, то получился следующая картина. Воспитатель СДС – формирование предметно-развивающей среды, проведение организованной совместной деятельности с детьми, непрерывной образовательной деятельности. Медицинская сестра – система оздоровительных мероприятий. Старший воспитатель – консультации, контроль. Педагог психолог – диагностическая деятельность, развивающие игры и занятия. Учитель-логопед – коррекция речи. Сейчас с воспитателем семейного детского сада проводятся консультации по организации педагогического процесса согласно Федеральным Государственным требованиям.
Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель должна наладить свою работу так, чтобы научить старших детей заботиться о младших. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования познавательной деятельности. А так как все дети семейного детского сада посещают воскресную школу, то они воспитываются с соблюдением христианских обычаев и моральных принципов: доброты, уважения и честности, сострадания и скромности. Мама-воспитатель, являясь многодетной мамой, старается уделять внимание каждому ребенку, а самое главное в семье для нее – это мир, покой и любовь.
Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@yandex.ru
|