Меню сайта |
|
 |
Лучшие люди страны |
|
 |
Категории раздела |
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012
[110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
|
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013
[279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
|
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014
[159]
|
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015
[135]
|
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016
[130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
|
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017
[33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
|
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018
[13]
|
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019
[97]
|
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020
[28]
|
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год
[18]
|
|
 |
Книги и авторы |
|
 |
Википедия |
|
 |
Драматургия |
|
 |
Жми картинку |
|
 |
Наши слайды |
|
 |
|
|
 | Каталог файлов |  |
Демидова В.Н. Педагогика М. Монтессори – личностно-ориентированная модель воспитания современных детей в соответствии с требованиями ФГОС
| 13.11.2013, 22:04 |
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 4(2013)
ПЕДАГОГИКА М. МОНТЕССОРИ – ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО
Демидова В.Н.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед современными педагогами следующие задачи:
– охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
– сохранения и поддержки индивидуальности, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
– формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
– обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
– обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка.
Как же необходимо построить работу, чтобы в комплексе решить эти задачи? Что должно быть по-новому, а что из «хорошо забытого старого» можно смело использовать в современной работе и соответствовать требованиям ФГОС дошкольного образования? Хочу поделиться опытом своей работы.
Я работаю воспитателем 30 лет, образование – высшее педагогическое, высшая квалификационная категория с 2001 года. В 2010 году в рамках конкурса «Воспитатель года – 2010» в Борисоглебском городском округе Воронежской области я защитила авторскую концепцию «Педагогика М. Монтессори – личностно-ориентированная модель воспитания современных детей» и стала победителем в номинации «Сердце отдаю детям». Мои воспитанники, с которыми я тогда работала, сейчас перешли во второй класс. По итогам окончания ими первого класса наблюдается стопроцентная успеваемость, школьники учатся только на «хорошо» и «отлично». Счастливы дети, довольны родители, и это придает уверенности, что многое из того, что было сделано – правильно. В чем суть этой концепции?
Ребенку в детском саду должно быть комфортно, удобно, весело, спокойно. Его хрупкий организм болезненно приспосабливается к малейшим изменениям в режиме, поэтому важно избежать напряжения, стрессов. Когда ко мне в группу пришли очередные малыши, они поразили меня своей беспомощностью. Смышленые, общительные, но совершенные «неумехи» в практических навыках. Родители, сами того не подозревая, своей гиперопекой оказывают «медвежью услугу» своим детям. В результате трехлетний малыш абсолютно зависим от взрослых. И тут я подумала о М. Монтессори, ее методике. На память приходили «рамки с застежками», «развитие анализаторов». Я решила привести в порядок свои знания, тем более что информации сейчас предостаточно! И была просто удивлена, насколько актуальна и востребована на сегодняшний день педагогика М. Монтессори! Ее материалы поражают своей простотой, доступностью и такой высокой результативностью! Как близки принципы и идеи Монтессори-педагогики требованиям современности! Я решила, что это то, что нужно мне и моим детям на сегодняшний день. Ведь сенсорное развитие – это основа умственного развития, и от того, насколько развиты будут сенсорные способности детей, зависит дальнейшее их обучение в школе.
Немного истории: Вот уже более 100 лет имя М. Монтессори приковывает к себе внимание педагогов более чем в 80 странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист еще в начале прошлого века, она создала педагогическую систему, равной которой в мировом опыте не было и нет. Ее система за это время подверглась тщательному изучению, наблюдению. Пережила как восхищения и одобрения, так и жесткую критику. В нашей стране в 1928 году была совсем запрещена. Но, несмотря на это, с 1991 года в России начался новый этап активного развития Монтессори-педагогики. На сегодняшний день детские сады, отдельные группы и различные Монтессори-инициативы действуют уже более чем в 60 регионах. Что же заставляет возвращаться вновь к «хорошо забытому старому»?
В идеях Монтессори-педагогики привлекает глубокий гуманизм воспитательно-образовательной системы, отсутствие какого-либо авторитаризма.
Удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям. Педагогика М. Монтессори – это система саморазвития. В этом заложено ее главное отличие от других систем. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться – это происходит спонтанно. Взрослые занимаются лишь тем, что организуют среду для ребенка, в которой он движется сам. Монтессори – педагогика сугубо индивидуальная, это не групповая работа. Основной способ жизни – свободная работа с предметами окружающей среды. Монтессори-материалы являются составной частью так называемой подготовленной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самостоятельную деятельность, соответствующую его индивидуальности. Педагогика М. Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Она часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка. В этой педагогике не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Эта идея нашла отражение в требованиях ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной Программы дошкольного образования. Там указано, что итогом завершения дошкольного образования являются целевые ориентиры, выраженные в социальных и психологических характеристиках личности ребенка, и впервые отмечено, что «освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников».
По ФГОС, «к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования:
– ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
– ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства.
– ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную».
Как раз этому и учатся дети в Монтессори-группах: свободно, без принуждения, без внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрения, так и наказания вредны для внутренней ориентации человека, и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь, потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе растущего ребенка. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего тогда, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.
Основная идея М. Монтессори заключается в том, что ребенок – это уникальная личность, и нужно сделать все необходимое для его развития. В соответствии с этим педагогика основывается на трех составляющих:
– сам ребенок, его базисные потребности и законы естественного развития;
– специально организованная среда;
– подготовленный педагог.
Практически, то же самое мы видим в требованиях ФГОС дошкольного образования: «Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:
– предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
– характер взаимодействия с взрослыми;
– характер взаимодействия с другими детьми;
– система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому».
О требованиях к специально подготовленному педагогу в ФГОС дошкольного образования сказано:
«У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
2) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
3) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности».
Требованиям к развивающей предметно-пространственной среде в ФГОС дошкольного образования посвящена целая глава.
Основная идея: «Развивающая предметно-пространственная среда организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».
Мир взрослых вещей не слишком добр к маленькому ребенку, считала Монтессори, значит, надо создать ребенку особенную «подготовленную среду», отвечающую его психологическим потребностям, развивающая среда дает возможность постепенно шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Точнее, игрушкой здесь может стать любая вещь в доме: кастрюля, пузырек, стакан с водой, цветок. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира, значит, чем точнее и четче будут движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с окружающим миром.
Главный принцип стандарта дошкольного образования – не навреди! Новый документ ориентирует нас на законы психического и личностного развития ребенка, на индивидуальный психолого-педагогический подход. Что для ребенка дошкольного детства является главным? Центральное новообразование дошкольного возраста – воображение. Ребенок должен уметь воображать и фантазировать. При этом он должен научиться управлять своим воображением. Чтобы оно не стало причиной детских страхов. Воображение является основой игры, основой продуктивной деятельности. Центральная психическая функция дошкольного возраста – эмоции. Необходимо научить ребенка управлять ими. Эмоции постепенно должны стать предметом сознания ребенка. Они во многом являются пусковым механизмом (они запускают какую-то деятельность или сдерживают). В дошкольном возрасте ребенок проходит университеты общения, у него появляются первые симпатии и антипатии, он приобретает навыки личностного и делового взаимодействия, он учится управлять своим общением. Благодаря общению у ребенка формируется психологическая и личностная готовность к школьному обучению. В педагогике М. Монтессори учитываются особенности психического развития детей дошкольного возраста. Она говорила о сензитивных периодах развития:
0-6 лет – период развития речи;
0-5,5 лет – период сенсорного развития;
0-4,5 года – развития движений и действий;
1,5-3,5 года – период восприятия порядка;
1,2-3,5 года – период интереса к мелким предметам;
2-6 лет – период социального взаимодействия.
Возраст с 3 до 6 лет – период активного самопостроения. Ребенок приобретает навыки мышления через активную деятельность. Опыт самообучения – это основное, что дает нам Монтессори-педагогика. Ее главной целью является разбудить «внутреннего учителя» ребенка, помочь ему упорядочить те хаотичные сенсорные впечатления, которые ежедневно поступают из окружающего мира. Задача педагога при этом – не передавать ребенку знания, а помогать ему, собирать и накапливать собственные. На занятиях по методике М. Монтессори дети абсолютно свободны, при этом они не бегают и не шалят, а прилежно занимаются с самостоятельно выбранным материалом.
Девиз Монтессори-педагогики: «помоги мне это сделать самому». С момента своего рождения ребенок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу движений, так же и дух ребенка исполнен голодом к учению и к духовной автономии. В этом процессе взрослый должен стать союзником ребенка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. У взрослого – роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности. Процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок – сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.
Современные дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва – компьютеризации, виртуальной реальности, и наша задача создать условия, в которых дети могли бы развиваться в духе времени, наполнить окружение ребенка «умными играми и пособиями». Я организовала развивающую среду, в которой дети могли двигаться и развиваться самостоятельно. Оборудовала детский уголок «домик», в котором они сами раскладывали игрушки и пособия, следили за порядком. В работе использую и дидактический материал М. Монтессори, и самостоятельно изготовленные пособия. К удивлению, это все просто, доступно, дешево и очень хорошо работает! В результате у детей на высоком уровне развито внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазия. Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, развита мелкая моторика рук, глазомер. Развиты все предпосылки для успешного обучения в школе.
Для здоровых детей педагогика М. Монтессори является развивающей, а для детей, имеющих какие-либо отклонения, – терапевтической. Основным лечебным средством служат атмосфера, дух детского сада, обстановка, подготовленная среда и личность педагога. В Монтессори-группах происходит нормализация девиантных детей (неважно, с каким нарушением). Коррекционная работа и/или инклюзивное образование по требованиям ФГОС ДО должны быть направлены на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.
Итак, несомненное значение системы М. Монтессори заключается в следующем:
– разработка уникального дидактического материала, который практически без изменений просуществовал более 100 лет, широко используется для развития сенсорики и моторики;
– в этой системе на практике реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку;
– возможность выбора материала и занятия, работа в индивидуальном темпе, сосредоточенность на своем деле;
– сознательная дисциплина – важное и несомненное преимущество системы: воспитанники отличаются организованностью, ответственностью и умением работать самостоятельно;
– требования к педагогу и его роль в воспитании, образовании и развитии детей, требования к развивающей среде.
Нельзя не признать, что система Монтессори содержит так же и ряд ограничений и противоречий. Наша задача – взять из этого опыта все самое лучшее! Несмотря на могущие быть ошибки, она определила нам несколько «путеводных звезд» в деле воспитания, которые так актуальны в современном обществе. Принцип свободы и уважения личности, за который боролась М. Монтессори, признан и является основным принципом ФГОС.
Как же надо работать сегодня, чтобы соответствовать требованиям ФГОС?
1. Необходима тесная связь с семьей ребенка, без семьи нельзя создать развивающую среду, обеспечивающую формирование надлежащего уровня эмоций, воображения и общения.
2. Организовать спонтанные формы обучения (когда ребенок учится по «своей программе», как писал Л.С. Выготский «в зоне ближайшего развития»). Для этого нужно хорошо понимать, что интересно тому или другому ребенку, и как в это интересное ребенку вписать собственные интересы.
3. Необходимо создать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребенком, у них есть шансы построить программу, обеспечивающую выполнение стандартов дошкольного образования.
4. Не надо учить детей и не надо их воспитывать, а надо жить вместе с ними интересной, в том числе для нас самих, содержательной жизнью, надо не учить, а делать так, чтобы ребенок захотел научиться.
В деле воспитания, так же как и во всяком другом, есть идеал и возможное практическое приближение к нему. Наше дело – искать направления к этому идеалу и сделать на этом пути столько шагов, сколько позволят нам наши силы. Мария Монтессори показала, как много можно сделать при той горячей любви к делу и добросовестном отношении к труду, которым она отличалась! И если бы каждый из нас помнил ту ответственность, которую он несет перед подрастающим поколением, то оно могло бы вырасти лучше, сильнее, свободнее нас.
Использованная литература:
1. «Федеративный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (проект) портал Министерства образования и науки РФ.
2. А.Г. Асмолов. «О концепции стандарта дошкольного образования», «Обруч» № 3, 2013.
3. Т.В. Волосовец. «Стандарт дошкольного образования – главный принцип не навреди!». Журнал «Практика управления ДОУ» № 5, 2013.
4. Е. Кравцова, Г. Кравцов. «Психологические основы стандартов дошкольного образования». «Обруч» № 3, 2013.
5. «Дом ребенка М. Монтессори». М., 2003.
6. Ю. Фаусек, «Детский сад М. Монтессори. Семь лет работы». Журнал «Детский сад со всех сторон», № 29, 2003.
7. Т. Сухотина. «Мария Монтессори и новое воспитание». Журнал «Детский сад со всех сторон», № 29, 2003.
8. Е.Тихеева. «Дома ребенка Монтессори в Риме их теория и практика. По личным впечатлениям». Журнал «Детский сад со всех сторон», № 30, 2003.
|
Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin
|
Просмотров: 3624 | Загрузок: 0
|
|
|
|