Главная
Регистрация
Вход
Пятница
27.06.2025
06:03
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Дешевых О. В. Формирование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
08.02.2013, 21:38
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4(2013)
 
Дешевых Ольга Владимировна – старший воспитатель ДОУ № 40 г. Красногорска Московской области
 
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 
 Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей дошкольного возраста оказывает воспитатель. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
 
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
 1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определять на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
 2. Развивать артикуляционный аппарат.
 3. Работать над речевым дыханием, то есть воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность говорить фразами.
4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в нужном соответствии.
5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, то есть хорошую дикцию.
7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
8. Формировать нормальный темп речи, то есть умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
9. Воспитывать интонационную выразительность речи, то есть умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
 
Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи для того, чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к логопеду. Фронтальные занятия следует проводить 1-2 раза в месяц, отдельные упражнения могут включаться и в другие занятия. Проведение занятий в разных возрастных группах имеет свои особенности. В младших группах занятия лучше проводить в форме ди­дактических игр с игрушками на звукоподражание («Угадай, кто кричит»), рассказов-драматизаций с игрушками, рассказов педа­гога с включением высказываний детей.
 
 Целесообразно использовать наглядный материал (игрушки, картинки, предметы домашнего обихода и пр.), с которым детей знакомят заранее, так как повышенный к ним интерес вызывает нежелательную в данном случае речевую реакцию. Часто также используются образец педагога, игровые приемы. На первых порах занятия желательно строить на хоровых ответах, так как дети еще не умеют слушать друг друга. Игры с элементами движения и звукоподражанием следует использовать только тогда, когда дошкольники овладеют двигательными навы­ками, поскольку подобные игры не способствуют сосредоточе­нию внимания ребенка на звуковой стороне речи, а, наоборот, отвлекают его. Обучение звукопроизношению осуществляется в соот­ветствии с этапами работы над правильным звукопроизношением, принятыми в логопедии.
 
 I этап – подготовительный, предполагающий подготов­ку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он вклю­чает подготовку речедвигательного аппарата, его мотори­ки, речевого слуха, речевого дыхания.
 
II этап – становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (вос­приятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зритель­ными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощу­щениями. В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Воспитателю нужно прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука педагог напоминает существенные моменты его артикуляции, дает образец правильной речи.
 
III этап – закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности автоматизация зву­ка есть введение вновь созданной и закрепленной относи­тельно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или про­износится неправильно (О. В. Правдина).
 
IV этап – дифференциация смешиваемых звуков. В ос­нове его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произ­несены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно, и один звук подменяется другим. Приведем несколько разработок занятий по формированию у детей правильного звукопроизношения.
 
Приложение 1
 
Занятие по развитию звуковой культуры речи Звуки А, У. Дидактическая игра «Не ошибись» Цель: упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова.
 
Х О Д   З А Н Я Т И Я
 
Воспитатель рассаживает детей, объединяя малышей с нечеткой речью, чтобы именно им чаще предлагать задания на произношение отдельных звуков и звукосочетаний (ya, ay). Заранее следует договориться с детьми, чтобы они узнали у музыкального работника, что такое гусли. Затем нужно показать им иллюстрации к сказке (В. Васнецова, К. Кузнецова, А. Елисеева и других художников), рассмотреть гусли. Педагог рассказывает детям сказку о Веселом Язычке: «Жил на свете Веселый Язычок. Он жил в своем домике. А домик этот – рот. Домик открывается и закрывается. Вот так! (Показывает). Язычок то выбегает из домика (показывает), то прячется. Опять выбегает и вновь прячется». Педагог предлагает детям выпустить Язычок из домика и спрятать его (3-4 раза). Затем продолжает: «А еще Язычок любит петь разные песни. Особенно нравится ему песня маленькой Аленушки. (Воспитатель показы­вает детям куклу в ползунках). «А-а-а-а», – поет Язычок Аленушке. И малышка широко открывает рот, вот так, и тоже начинает петь: «А-а-а». Это она радуется, что с ней разговаривают. Как поет Але­нушка? Воспитатель предлагает спеть песенку Аленушки 3-4 детям поочередно. «А сейчас, – говорит педагог, – мы будем петь песенку и тянуть длинную-длинную ниточку. Вот так...» Вытягивая руки вперед на уровне груди и плотно смыкая паль­цы обеих рук (как будто держит нитку), педагог произносит: «А-а-а-а» (2-3 секунды). Упражнение повторяется 3-4 раза. Воспитатель сле­дит за тем, чтобы, «вытягивая ниточку», дети не опускали голову. «Пока мы „ниточки вытягивали", – продолжает занятие педагог, – Аленка устала, ведь она еще маленькая, и заплакала: „Уа-уа-уа". Как плачут маленькие дети? (Хоровые и индивидуальные повторения). Давайте утешим, успокоим малышку: „Не плачь, Аленушка! Не плачь, маленькая!" (Хоровые и индивидуальные повторения. Следует подсказать детям, что эти фразы нужно произносить тихо и ласково.) И споем ей колыбельную: „Баю-баю-баю, доченьку качаю, баю-баю-баю". (Дети поют вместе с педагогом). Аленушка уснула. Долго будет спать. А мы с вами можем поиграть. Мы пойдем в лес по грибы, по ягоды. Но в лесу можно заблу­диться, потеряться, поэтому я буду звать вас: „Дети, ау-у-у, Оля, ау-у-у... "» (Малыши откликаются на зов). Затем воспитатель зовет детей к себе, сообщает им, что занятие закончено, но желающие могут поиграть с ним в мяч. Дети образуют круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Надо поймать мяч и ответить на вопрос. Мяч уроните, ход пропустите. На вопрос не ответите, тоже ход пропустите. Игра непростая. Называется "Не ошибись"». Педагог называет предметы, например: «Яблоко, слива, лимон?..», а ребенок, поймав мяч, называет обобщающее слово: «Фрукты» и т. п. В игру целесообразно играть на прогулке с подгруппой детей (3-5 человек). Вне занятия для закрепления звука А в словах воспи­татель приглашает детей «печь оладушки»: Ладушки, ладушки. Испечем оладушки. Дети угощают оладьями педагога и друг друга. Сообщают о том, с чем лучше есть оладушки: со сметаной, с маслом, медом, варень­ем, рыбой, икрой. Детей, оказавшихся рядом, педагог спрашивает: – Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки! – Что ели? – Кашку! – Что пили? – Бражку! (Русская народная песенка). Приложение 2 Занятие по развитию звуковой культуры речи Звук У. Цель: Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолирован­ного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию).
 
Х О Д   З А Н Я Т И Я
 
Воспитатель напоминает о том, как Язычок любит выглядывать из своего домика и прятаться: «Покажите, как он это делает? Выглянул и спрятался... Опять выглянул и спрятался... Сильно высунулся... и спрятался. Однажды Язычок услышал, как гудит паровоз (электричка): „У-у-у". Как гудит паровоз? Язычку эта песня очень понравилась. И решил он ее выучить. Сначала Язычок запел негромко: «У-у-у».
Как он запел? Потом за­пел громче... Чтобы и у вас получилась песня паровоза, надо вытянуть губы тру­бочкой (показывает) и протяжно произнести: „У-у-у"». (Хоровое и несколько индивидуальных повторений.) Далее дети все вместе и индивидуально (3-4 ребенка) поют «длин­ную» песенку (2-3 секунд на одном выдохе). «Вы, должно быть, видели настоящий паровоз, который тянет ваго­ны с пассажирами или состав с грузами, – продолжает воспитатель. – Такой паровоз гудит громко и протяжно. Примерно так: «У-у-у-у-у».
 Как гудит паровоз? А игрушечный заводной паровозик гудит тише, голосок у него тоненький: «У-у-у-у». Я сейчас попрошу кого-нибудь из вас погудеть, а вы определите, настоящий паровоз едет или игрушечный. Начнем с Андрюши... Послушаем Олю...» (5-6 ответов)». Воспитатель показывает игрушечную утку (утенка).
Объясняет, что если утку позвать: «Утя-утя-утя», то она откликнется на зов и подойдет поближе. Тогда придется покормить птицу хлебушком. Позовите утку? (5-6 ответов). Затем педагог читает детям чувашскую песенку «Разговоры» (перевод Д. Яхнина).
Кукушка кукует: – Ку-ку! Ку-ку! Голубь воркует: – Гу-гу! Гу-гу!
Петух зорюет: – Ку-ка-ре-ку!
 
 Филин кричит В ночи: – Угу!
А рыба молчит – Ни гу-гу.
 Перед повторным чтением песенки воспитатель выясняет у детей:
– Кукушка кукует, а голубь?.. (Воркует). –
Петух зорюет. Когда он поет: днем, ночью, на утренней зорьке? (Заря – зорька – зорюет). Педагог читает песенку еще раз и предлагает детям проговаривать звукоподражательные слова. На данном занятии или позже, упражняя детей в выразительном чтении диалогов, воспитатель знакомит их со стихотворением «Бычок» В. Берестова. Маленький бычок, Желтенький бочок,
 Ножками ступает,
Головой мотает.
– Где же стадо? Му-у! Скучно одному-у!
 
Приложение 3
 
Занятие по развитию звуковой культуры речи Звук И Цель: упражнять детей в четком и правильном произношении звука И (изолированного, в словосочетаниях, в словах).
 
Х О Д З А Н Я Т И Я Воспитатель показывает детям кубик, на гранях которого нарисованы маленький ребенок, паровоз, курочка, колокольчик. «Крутись, вертись, на бочок ложись», – говорит педагог, манипулируя кубиком. Показывает детям картинку, например, с изображением паровоза. Дети вспоминают, как гудит паровоз: «У-у-у». Педагог поясняет: «Если кубик повернется стороной, на которой нарисован малыш, следует спеть его песенку: «А-а-а», если на картинке – курочка, нужно проговорить «Ко-ко-ко» или «Квох-квох-квох». А про песенку колокольчика я вам еще расскажу». Дети садятся на стулья. Педагог показывает им лошадь или жеребенка (картинку, игрушку) и спрашивает, не знают ли они, как кричит лошадка. Воспитатель просит детей спеть длинную песенку: «И-и-и-и». (Хоровые и индивидуальные повторения). Некоторых детей педагог «превращает» в жеребят и «заводит» волшебным ключиком. Дети поют песенку жеребят. Воспитатель отмечает детей, которые нечетко произносят звук, чтобы позже поработать с ними индивидуально (можно перед большим зеркалом, чтобы были видны губы). Педагог показывает детям колокольчики, звонит ими и поясняет: «Маленькие колокольчики поют: „Ли-и-и-ли-и-и-ли-и-и" (звук и произносится протяжно). Как поют колокольчики? А колокольчики побольше поют: „Ди-и-и-инь-ди-и-и-инь". (Хоровые и индивидуальные повторения). Воспитатель ставит перед детьми фланелеграф. На нем картинка с изображением воробья на черном фоне. «Видите, – объясняет педагог, – крокодил проглотил солнце, и стало темным-темно. Плачет серый воробей: «Выйди, солнышко, скорей! Нам без солнышка обидно – В поле зернышка не видно!» Плачут зайки на лужайке: Сбились, бедные, с пути, Им до дома не дойти». Воспитатель повторяет отрывок, выделяя ударные гласные в сло­вах обидно, не видно, сбились с пути, не дойти. Затем повторяет четве­ростишия, а дети договаривают выделенные слова и фразы. Педагог просит малышей вспомнить название сказки, в которой плачут зай­ки и воробей. (К. Чуковский. «Краденое солнце»). «Выглянуло солнышко, – педагог меняет картинки на фланелеграфе, – воробей перестал плакать и зачирикал: «Чи-и-ив, чи-и-ив, чи-и-ив, жив-жив-жив!» Как он зачирикал? Услышали веселую песню другие воробьи, прилетели, тоже стали чирикать. Сначала один зачирикал (воспитатель дотрагивается до ре­бенка, тот произносит звукоподражание), потом другой, третий... «Что за шум? Что за писк?» – рассердилась киска и стала подкрадываться к воробьям. «Уходи, киса, уходи!» – приговаривают дети (3-4 раза). Для закрепления материала следует читать детям и проговаривать вместе с ними русские народные песенки, в словах ко­торых отчетливо слышится звук и, например: Ай, качи, качи, качи! Глянь, баранки, калачи! Глянь, баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи! Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись! Наша деточка пойдет, Через киску упадет.
 
Заключение
 В возрасте 3-4-х лет, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, крайне важна работа воспитателя по формированию правильного звукопроизношения и начальных форм связной речи. Педагог должен создать условия для обогащения активного словарного запаса детей, способствовать развитию артикуляторного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания младших дошкольников.
 
 
Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru


Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin | Теги: дешевых
Просмотров: 2375 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz