ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ
– ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР
сценарий
проведения встречи родительского клуба
Примечание: родительский
клуб «Подсолнух» существует в дошкольном отделении ГБОУ Гимназии № 1558 имени
Росалии де Кастро, СП 5 СВАО г. Москвы более пяти лет.
Предварительная
подготовка:
готовятся слайды с высказываниями педагогов, памятки для родителей, фишки для
ответов теста, принадлежности для изготовления поделки и для финального
чаепития; музыкальные фонозаписи.
Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я
Звучит песня
«Родительский дом» (музыка В. Шаинского, слова М. Рябинина).
Столы в зале
стоят по кругу. Всем гостям родительского клуба предлагается чай.
Вступительное
слово ведущего.
В
е д у щ и й. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о трудовом воспитании наших
детей. Тема заседания нашего родительского клуба звучит так: «Посеешь привычку
– пожнешь характер».
На экране слайд
с высказыванием В.А. Сухомлинского: «Радость труда – могучая воспитательная
сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное
чувство».
В
е д у щ и й. Основы трудолюбия закладываются у ребенка родителями в семье.
Умение выполнять свою работу хорошо, быстро, удовлетворение от того, что помог
родителям, способствуют развитию у детей уважения к труду, отношения к нему как
к своему долгу.
Как
воспитать у ребенка желание и умение трудиться?
Одно
из главных условий – овладение навыками трудовой деятельности. Как бы ни был
ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не
достигнет результата. Сформированные трудовые навыки служат основой для
воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию,
желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его
завершать. Не зря гласит народная мудрость: «Посеешь привычку – пожнешь
характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Все мы желаем нашим детям доброй
судьбы. А для этого надо им немного помочь, чтобы у них сформировались те самые
правильные привычки.
Музыкальная
пауза. Звучит песня «У меня
старание, у бабушки страдание». (Музыка – А.
Усачева).
В
е д у щ и й. А сейчас мы предлагаем вам словно со стороны посмотреть на своих
детей и проанализировать их действия с помощью фишек, лежащих на подносах.
Если
ребенок выполняет данное правило, то вы кладете на стол фишку красного цвета;
если не всегда выполняет или не совсем правильно – желтого цвета; если не
выполняет – то синего цвета.
1. Ребенок умеет
мыть руки, причем моет их всегда перед едой, после посещения туалета.
2. Умеет
вытираться полотенцем.
3. Аккуратно
складывает одежду.
4. Всегда
пользуется носовым платком, когда чихает.
5. Сам одевается
на прогулку.
6. Сам
раздевается после прогулки, ко сну.
7. Не бросает в
помещении и на улице бумажки.
8. Сам убирает
игрушки на место.
9. Сам
расставляет столовые приборы и убирает их после еды.
Посмотрите на
фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми.
Музыкальная пауза. Звучит песня «Всегда найдется дело для умелых рук». (Музыка – А.
Александрова, слова – М. Ивенсен).
В е д у щ и й.
Чаще всего приходится выслушивать жалобы родителей на то, что ребенок не хочет
убирать игрушки, не самостоятелен, не любит помогать взрослым, неаккуратен во
время еды.
Давайте
посмотрим на экран. Прочитаем и обсудим памятки по трудовому воспитанию детей.
На экране
возникают памятки.
1) Как воспитывать у детей самостоятельность
Следует предлагать ребенку самому сделать что-то
очень интересное:
– постирать белье кукле и свои носочки и
порадоваться, какими они становятся чистыми;
– самому сложить книжки на полке – сказки со
сказками, а раскраски – с раскрасками;
– самому убрать игрушки, самому построить
«гараж» и поставить туда все машины;
Можно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и
громко радоваться вместе
с ним всему, что он делает «сам», но не делать за него.
2) Чтобы ребенок
рос трудолюбивым…
Чтобы ребенок рос трудолюбивым, нужно:
1.
Дать ребенку постоянное
поручение, за которое он должен нести ответственность в семье.
Научить его правильно
выполнять поручение, терпеливо разъяснять, советовать, показывать, помогать ему
в работе.
Добиваться того, чтобы
ребенок начатое дело доводил до конца.
Вызывать у ребенка чувство
удовлетворения, дать ему почувствовать
радость труда, успеха в работе.
Внимательно оценивать его
работу, поощрять за
старание.
Рассказать ребенку о своей
работе и товарищах по работе.
Не наказывать ребенка за
плохую или неправильно сделанную
работу. Дать ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.
3) Чтобы ребенок с
желанием убирал игрушки…
Чтобы ребенок с желанием убирал игрушки, нужно…
1.
Отмечайте его трудолюбие,
выдумку.
2.
Можно предложить ему
помощь «Разреши, помогу!»
3.
Изо дня в день
придерживайтесь одних и тех же требований: «Нельзя идти гулять, не положив
игрушки на место».
4.
Не должно быть обилия
игрушек.
5.
Сбор игрушек можно
обыграть незатейливым сюжетом, придумав какое-нибудь забавное обоснование для этого
нужного дела.
6.
Помочь ребенку: «Трудно
тебе – я пришла на помощь. Будет трудно мне –
ты поможешь!» Но при этом не следует делать за малыша то, что он может сделать сам.
Идет
обсуждение тезисов памятки, обмен мнениями между родителями.
Музыкальная пауза. Звучит песня «Антошка». (Музыка – В.
Шаинского, слова – Ю. Энтина).
В
е д у щ и й. Взаимосвязь игры и труда –
вопрос не новый. Хочется обратить внимание вот на какой аспект. Игрушку,
сделанную своими руками, дети охотно используют в игре. Давайте и мы с вами
сегодня изготовим игрушку своими руками, чтобы попробовать дома сделать это
вместе с ребенком.
Проводится
мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы. Можно также изготовить новогоднюю
игрушку, можно расписать ложку, фоторамку, деревянную игрушку и т. д.
Заключительная
часть.
Вновь звучит
музыка песни «Родительский дом».
В
е д у щ и й. Что ж, сегодня у нас появилась надежда на то, что мы, взрослые,
можем помочь нашим детям преодолеть капризы, неуверенность, даже лень, а взамен
помочь им приобрести желание трудиться, получать от процесса труда истинное
удовольствие и радость.
Встреча клуба
завершается чаепитием.
Использованная
литература:
1.
Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М., Просвещение. 1983.
2.
Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., Просвещение. 1983.
3. Метенова Н.М. Родительское собрание в детском саду.
2000