ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4(2013)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НОВАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Новизна этих отношений определяется понятиями «совместная деятельность», «взаимодействие», «сотрудничество». Сотрудничество предполагает общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между родителями и педагогами. Родители и педагоги − воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Но в настоящее время наблюдается следующее противоречие. В силу своей традиционности институт семьи не может гибко, в соответствии с требованиями социума, перестроить воспитательную среду. Семья не готова к динамичному приспособлению к существующей объективной реальности, а процесс длительной адаптации отрицательно сказывается на качестве семейного воспитания. Поэтому семья нуждается в психолого-педагогическом сопровождении. Это требует поиска новых форм взаимодействия дошкольного учебного учреждения и семьи.Прослушать
На латинице Словарь Существуют три большие группы форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. К ним относятся формы традиционные, формы нетрадиционные и формы, осуществляемые за пределами ДОУ. Каждая из разновидностей имеет свои преимущества, но только комплексное их использование может быть эффективным. Перспективной и результативной формой сотрудничества дошкольного учреждения и семьи является совместная проектная деятельность. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость.
Всем хорошо известно, что детей дошкольного возраста называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы, ему помогают педагоги и родители. И в этом плане открываются широкие возможности по использованию проектной деятельности. Основная цель проекта – заинтересовать и привлечь родителей и детей к совместной деятельности, в ходе которой проявляются их активность, творчество и индивидуальность. Любая проектная деятельность должна проводиться поэтапно. На первом этапе идет подготовительная работа, в ходе которой выбирается тема проекта.
Она должна быть интересной для детей и взрослых. Второй этап связан с началом работы непосредственно с детьми и их родителями. Он направлен на то, чтобы раскрыть смысл предстоящей деятельности. На третьем этапе организуется работа по реализации идеи. Проектная деятельность должна завершаться презентацией проекта. В современном обществе востребованы образованные, интеллектуально развитые, инициативные люди, и проектная деятельность способствует достижению данного уровня. Использование исследовательских проектов повышает родительскую, педагогическую и коммуникативную компетентность родителей и педагогов, осуществляет оптимизацию сетевого партнерства семьи и детского сада, является инновационным потенциалом их взаимодействия. В результате такого взаимодействия формируется единое воспитательно-образовательное пространство «детский сад – семья», родители вовлекаются в деятельность детского сада, повышается уровень их психолого-педагогической компетентности. Поэтому проектная деятельность выступает как результативное, востребованное современностью средство воспитания.
Использованная литература:
О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. − М.: ТЦ Сфера, 2009. − С.15.
Е.А. Кудрявцева. Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями: Автореф. дис. … канд. пед. наук. − Волгоград, 2009. − 26с.
И.П. Тарасова. Метод проектов в образовательном учреждении // Приложение к журналу «Профессиональное образование». − 2004. − № 12. − С. 24.
Е.Н. Ястребцева. Пять вечеров. Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. − М.: «Проект Гармония» и ЮНПРЕСС, 1998. − С. 18. Н.В.
Микляева, Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-Пресс, 2008, – С. 89.
|