ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Казимирова Татьяна Алексеевна – воспитатель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1940 г. Москвы, Зеленоградский АО. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ
из опыта работы
«Что толку в книжке, – подумала Алиса, – если в ней нет ни картинок, ни разговоров?» (Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес») Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть, интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании. Кроме того, книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому. Книга – величина постоянная. Ребенок – переменная. Малыш берет книгу в руки в любое время – а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. Дети же меняются не только ежегодно, но и ежечасно, в зависимости от разных настроений и состояний, и вот уже «постоянная величина» открывается им по-новому. Радость открытия!
Но у каждого ребенка есть в любимой книге и свой «стоп-кадр» – желание еще и еще раз услышать именно этот кусочек текста, рассмотреть именно эту картинку. Книга – это и возможность общения со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного. По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, «чтение», «лопотание», воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков. Все это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. Но чтобы появился Читатель, способный на сотворчество с писателем и иллюстратором, необходима тактичная помощь чуткого взрослого.
Литературный герой. На разных занятиях он приходит из разных книжек: Кисонька-Мурысонька из фольклорной песенки, Машина из стихотворения Валентина Берестова, Королевская дворняжка, она же «Умная собачка Соня» из веселой сказки Андрея Усачева... Но особую роль играет литературный персонаж, которому суждено стать связующим звеном на всех занятиях. Детские книги дают нам для этого массу вариантов. Главное, чтобы этот персонаж был любим, узнаваем, мог бы знакомить детей с книжками, задавать вопросы, реагировать на высказывания, устраивать игры и поощрять. Поскольку одна из наших задач – прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д.
Задача педагога – предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений Книги, принесенные на занятия, должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание ребенка, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами. Выбор иллюстраций — важный момент в подготовке к занятию. У детской иллюстрации России (СССР) есть точная дата рождения – 1925 год. В этом году был создан Отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались. Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Детям будет полезно и интересно увидеть работы хороших и разных иллюстраторов, разнообразие стилей, игру красок, своеобразную привлекательность черно-белой графики. Поэтому в списках литературы зачастую указываются фамилии иллюстраторов, чьи рисунки желательно показать малышам. Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. Особую роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционально-нравственного, играют иллюстрации в детских книгах. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним происходит?», «Почему он плачет?» и т. д.)
Необходимо продумать, в какой момент просмотра малышам потребуется помощь педагога:
– сосредоточить внимание на деталях, на цвете, на особенностях изображения; – задать вопрос о внешнем виде, характере, настроении героя; – уделить особое внимание картинам природы (например, поразмыслить, какого цвета зима, и увидеть не только белые, но и голубые, розовые, фиолетовые, а порой и черные краски);
– соединить наглядное и словесное изображения игрушки, зверюшки, пейзажа. Рисование для детей этого возраста – органическая потребность. Еще не умея выразить себя словом, ребенок пытается невнятными каракулями отразить переполняющие его впечатления от жизни, «прикоснуться к ней кончиками пальцев», по выражению французского психолога В. Бараля. После чтения и просмотра иллюстраций книги можно дать детям возможность пофантазировать и нарисовать свои иллюстрации. Педагог и психолог Ш.А. Амонашвили пишет: «Дети не должны отключаться от мира сказок, и этот мир должны создавать им взрослые, мамы и папы, бабушки и дедушки. Нет времени рассказывать сказки детям? Надо найти, обязательно надо найти.
Особенно по вечерам, когда ребенок ложится спать – вот тогда надо сесть рядом с его кроваткой, выключить свет и добрым голосом волшебника нашептывать мудрую, оптимистическую сказку. Не умеете рассказывать сказки? Что ж, надо научиться, это нетрудно. Смягчите ваш голос, вложите в него ваше эмоциональное отношение к героям сказки, расскажите сказку медленно и шепотом, и, уверяю вас, вы станете для вашего ребенка самым лучшим чтецом сказок. Но сказки, которые вы попытаетесь сочинять для ваших детей, тоже увлекут их, только надо вложить в них жизненную правду и наполнить их оптимизмом».
|