ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Харламова Валентина Николаевна - воспитатель детского сада №6 "Елочка", г.о. Балашиха Моск обл. Стаж педагогической работы 9 лет. Награждена грамотами Управления по образованию ГО Балашиха "За добросовестный труд". Дипломант городских конкурсов художественно-эстетического творчества. Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
СЕМЬЯ И ДОУ – СОЮЗНИКИ ИЛИ ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ БАРРИКАД?
эссе
В современных условиях, когда многие семьи озабочены решением проблем экономического, а порой – и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов воспитания и многостороннего развития ребенка. Родители в достаточной мере не владеют знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, воспитывают детей, образно говоря, «вслепую», интуитивно. Иногда родители, зная, что в «детей надо вкладывать», что это – «самые долгосрочные инвестиции», начинают обучать дошкольника чтению или математике, забывая научить его элементарным правилам самообслуживания.
Ребенок не способен самостоятельно надеть штанишки, не умеет держать ложку и правильно есть, а от него требуют чтения, счета, рисования… Все это, как правило, не приносит положительных результатов. В таких семьях зачастую нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, не всегда положительнее окружение. Таким образом, ребенок уходит из-под влияния семьи. Именно поэтому педагогам необходимо и важно установить партнерские отношения с семьями воспитанников, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Что же нужно для этого?
В процесс формирования партнерских отношений с семьей могут входить подготовка информационно-педагогических материалов, выставки детских работ, уважительное отношение к занятиям и мнениям родителей. Но, пожалуй, самое важное – значительную часть воспитательного процесса надо постараться организовать совместно с родителями, а возникающие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, а объединяя усилия для достижения результатов. Плодотворное сотрудничество возможно при условии, что коллектив становится как единое целое, как большая семья, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей.
Так как же организовать эту совместную деятельность? Это формы познавательной деятельности – дни открытых уроков, турниры знатоков, выпуск газет. Родители при этом занимаются оформлением аудиторий, подготовкой поощрительных призов, непосредственно участвуют в мероприятиях, конкурсах. Формы трудовой деятельности – оформление помещений группы, благоустройство и озеленение площадки для прогулок, ярмарки-распродажи семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и т.д. Формы досуга – совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнований, конкурсов.
Семейные праздники и фестивали: «День матери», «День моего ребенка», «Спортивная семья», конкурсы семейных альбомов, хозяек, «Мужчины на поверке» и т.п. Только любящим родителям небезразлично, в каких условиях их ребенок, и поэтому они прилагают все усилия к тому, чтобы в группе было светлее, теплее, уютнее. Именно такие родители откликаются на просьбы педагогов, посещают субботники и знают практически все о проблемах и нуждах группы. В тесном контакте взаимодействуют родители и детский сад.
Совместная работа воспитывает уважение к родителям, чувство гордости и собственного достоинства, укрепляет взаимоотношения в семье. Вот почему воспитателям надо смелее выступать с инициативой педагогической взаимодеятельности родителей и ДОУ: ведь ее результат работает исключительно на благо детей.
|