ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013) РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
из опыта работы
У умственно отсталых детей, страдающих тяжелыми нарушениями интеллекта, существенно изменена эмоционально-волевая сфера, и это требует поисков специальной системы для ее стимулирования.
Актуальность. Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с нарушенным интеллектом являются одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.
Л.С. Выготский подчеркивал, что эмоциональная сторона личности имеет не менее важное значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. То, как будут усваиваться полученные в процессе воспитания знания и умения, и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной среде.
Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.
Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Несформированность эмоциональной сферы детей с отклонениями в развитии проявляется на разных уровнях: поведенческом – в виде негативного самопредъявления, нарушений умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их; социальном – в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, дезадаптации; коммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника; инлеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора), а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям, обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт.
Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.
Эмоциональная сфера очень важна для развития личности. А благополучная окружающая обстановка играет важную роль в формировании положительной эмоциональной сферы.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии умственно отсталых детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявление аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с отклонениями в развитии, поэтому важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.
Как показывают исследования, недостатки эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания.
Таким образом, вопрос целенаправленного изучения развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с отклонениями в развитии, мне представляется важным и актуальным при применении коррекционно-развивающей программы.
Авторская адаптационная программа «Мир чувств и эмоций» имеет социально-психологическую направленность. Ее предназначение — сохранение психологического здоровья детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер.
Данная учебная программа является важным и полезным звеном в разработке содержания образовательного и коррекционного процесса в условиях детского дома для умственно отсталых детей. Содержание разработки может быть адресовано воспитанникам разновозрастных групп.
Актуальность программы состоит в том, что необходимо целенаправленное и последовательное развитие эмоций и чувств у детей с отклонениями в развитии, что в конечном итоге будет способствовать повышению уровня их реабилитации и социальной адаптации.
Новизна программы заключается в систематическом проведении занятий по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы с нашими воспитанниками, что помогает снизить проявления негативизма, повышенную конфликтность, боязни, агрессивности, учит адекватно общаться, помогает приобрести уверенность в себе.
Цель программы: развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей, воспитывающихся в условиях детского дома, максимально возможное устранение искажений в социально-эмоциональном развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.
В соответствии с целью был определен комплекс коррекционных задач:
– дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
– помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию;
– способствовать развитию системы самосознания и самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим;
– содействовать в формировании позитивного отношения к своему «Я», повышении уверенности в себе;
– поощрять развитие навыков социального поведения, самостоятельности;
– поддерживать развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
– помогать развитию высших психических процессов;
– стимулировать развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками, развитие эмоционально-волевой регуляции, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающей средой, социализацию детей;
– создавать условия для развития творческой активности умственно отсталых детей в театрализованной деятельности.
Реализацию своей педагогической разработки я начала с планирования этапов, а именно:
– составление перспективного планирования работы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью;
– выбор форм, методов, приемов обучения в работе с детьми;
– разработка циклов дидактических пособий;
– организация предметно-развивающей среды;
– подборка методического материала с учетом возрастных особенностей детей.
Правила проведения занятий
Отношение к детям и их потребностям – уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность.
Не допускаются упреки и порицания за неуспех.
Занятия проводятся в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.
У детей создается на занятиях чувство безопасности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
Цель коррекционно-развивающих занятий: коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
– создание условий для развития сохранных функций;
– формирование положительной мотивации к обучению;
– повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
– коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;
– формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
– воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Основанием для построения занятий служат принципы обучения: принцип интегрирования (включаются элементы ИЗО, драматизации и т.д.), системности и последовательности, преемственности, доступности, наглядности, творческой активности и самостоятельности и пр.
При реализации программы я использовала следующие методы и приемы:
– психогимнастика;
– этюды;
– рисование (тематическое и свободное);
– дидактические, коммуникативные, подвижные игры;
– имитационные и ролевые игры;
– беседы и проблемные ситуации;
– чтение художественных произведений;
– техники и приемы саморегуляции;
– упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления:
– диагностический этап;
– коррекционно-развивающий этап работы;
– этап контроля эффективности использования программы.
Коррекционная программа по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью основывается на понимании, эмпатии со стороны воспитателя. Она помогает снять эмоциональное напряжение, дает возможность открыть свое «Я». Важная роль в программе отводиться методу личностной перспективы, которая помогает поверить ребенку в свои силы.
Внедрение в практику работы системы мероприятий по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью позволили достичь положительных результатов.
Коррекционно-развивающие занятия программы «Мир чувств и эмоций» способствуют повышению самооценке детей с отклонениями в развитии, уверенности в себе, адекватному проявлению эмоций, снижению конфликтности. Дети начинают лучше понимать чувства и эмоции свои и других людей. У детей возникают чувства симпатии, любви и привязанности, сопереживания и сочувствия. Дети уже способны выразить свои эмоции в словах, у них есть четкие представления об основных эмоциях человека.
Как показали наблюдения, под воздействием регулярных коррекционно-развивающих занятий дети становятся более организованными, активными, уравновешенными.
В целом можно констатировать, что данная авторская педагогическая разработка соответствует статусу адаптационной и рекомендуется для использования в организации реабилитационной работы, обучения и воспитания умственно отсталых детей. Содержание учебной программы является практически значимым и актуальным для организации обучения и воспитания, а также реабилитации воспитанников детского дома.
|