Главная
Регистрация
Вход
Пятница
27.06.2025
16:23
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Холодова Н. С.Развития и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью
23.09.2013, 11:53
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
 
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

из опыта работы


У умственно отсталых детей, страдающих тяжелыми нарушениями интеллекта, существенно изменена эмоционально-волевая сфера, и это требует поисков специальной системы для ее стимулирования.

Актуальность. Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с нарушенным интеллектом являются одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.

Л.С. Выготский подчеркивал, что эмоциональная сторона личности имеет не менее важное значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. То, как будут усваиваться полученные в процессе воспитания знания и умения, и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной среде.

Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Несформированность эмоциональной сферы детей с отклонениями в развитии  проявляется на разных уровнях: поведенческом – в виде негативного самопредъявления, нарушений умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их; социальном – в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, дезадаптации; коммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника; инлеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора), а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям, обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт.

Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.

Эмоциональная сфера очень важна для развития личности. А благополучная окружающая обстановка играет важную роль в формировании положительной эмоциональной сферы.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии умственно отсталых детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявление аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с отклонениями в развитии, поэтому важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.

Как показывают исследования, недостатки эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания.

Таким образом, вопрос целенаправленного изучения развития и коррекции  эмоционально-волевой сферы у  детей с отклонениями в развитии, мне представляется важным и актуальным при применении коррекционно-развивающей программы.

Авторская адаптационная программа «Мир чувств и эмоций» имеет социально-психологическую направленность. Ее предназначение — сохранение психологического здоровья детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер.

Данная учебная программа является важным и полезным звеном в разработке содержания образовательного и коррекционного процесса в условиях детского дома  для умственно отсталых детей. Содержание разработки может быть адресовано воспитанникам разновозрастных групп.

Актуальность программы состоит в том, что необходимо целенаправленное и последовательное развитие эмоций и чувств у детей с отклонениями в развитии, что в конечном итоге будет способствовать повышению уровня их реабилитации и социальной адаптации.

Новизна программы заключается в систематическом проведении занятий по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы с нашими воспитанниками, что помогает снизить проявления негативизма, повышенную конфликтность,  боязни, агрессивности, учит адекватно общаться, помогает приобрести уверенность в себе. 

Цель программы: развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей, воспитывающихся в условиях детского дома, максимально возможное устранение искажений в социально-эмоциональном развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.

В соответствии с целью был определен комплекс коррекционных задач:

–  дать детям  понятие о разделении эмоций на положительные  и отрицательные;

–  помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию;

–  способствовать развитию системы самосознания и самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим;

–  содействовать в формировании позитивного отношения к своему «Я», повышении уверенности в себе;

–  поощрять развитие навыков социального поведения, самостоятельности;

–  поддерживать развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

–  помогать развитию высших психических процессов;

– стимулировать развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками, развитие эмоционально-волевой регуляции, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающей средой, социализацию детей;

–  создавать условия для развития творческой активности умственно отсталых детей в театрализованной деятельности.

Реализацию своей педагогической разработки я начала с планирования  этапов, а именно:

–  составление перспективного планирования работы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью;

–  выбор форм, методов, приемов обучения в работе с детьми;

–  разработка циклов дидактических пособий;

–  организация предметно-развивающей среды;

–  подборка методического материала с учетом возрастных особенностей детей.

Правила проведения занятий

Отношение к детям и их потребностям – уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.

Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность.

Не допускаются упреки и порицания за неуспех.

Занятия проводятся в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.

Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.

У детей создается на занятиях чувство безопасности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

Цель коррекционно-развивающих занятий:   коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

–  создание условий для развития сохранных функций;

–  формирование положительной мотивации к обучению;

– повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

– коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;

– формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

–  воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Основанием для построения занятий служат принципы обучения: принцип интегрирования (включаются элементы ИЗО, драматизации и т.д.), системности и последовательности, преемственности, доступности, наглядности, творческой активности и самостоятельности и пр.

При реализации  программы  я использовала следующие методы и приемы:

– психогимнастика;

– этюды;

– рисование (тематическое и свободное);

– дидактические, коммуникативные, подвижные игры;

– имитационные и ролевые игры;

– беседы и проблемные ситуации;

– чтение художественных произведений;

– техники и приемы саморегуляции;

– упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления:

– диагностический этап;

– коррекционно-развивающий этап работы;

– этап контроля эффективности использования программы.

Коррекционная программа по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью основывается на понимании, эмпатии со стороны воспитателя. Она помогает снять эмоциональное напряжение, дает возможность открыть свое «Я». Важная роль в программе отводиться методу личностной перспективы, которая помогает поверить ребенку в свои силы.

Внедрение в практику работы системы мероприятий по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной  недостаточностью позволили достичь положительных результатов. 

Коррекционно-развивающие занятия программы «Мир чувств и эмоций» способствуют повышению самооценке детей с отклонениями в развитии, уверенности в себе, адекватному проявлению эмоций, снижению конфликтности.  Дети начинают лучше понимать чувства и эмоции свои и других людей. У детей возникают чувства симпатии, любви и привязанности, сопереживания и сочувствия. Дети уже способны выразить свои эмоции в словах, у них есть четкие представления об основных эмоциях человека.

Как показали наблюдения, под воздействием регулярных коррекционно-развивающих занятий дети становятся более организованными, активными, уравновешенными.

В целом можно констатировать, что данная авторская педагогическая разработка соответствует статусу адаптационной и рекомендуется для использования в организации реабилитационной работы, обучения и воспитания умственно отсталых детей. Содержание учебной программы является практически значимым и актуальным для организации обучения и воспитания, а также реабилитации воспитанников детского дома.

 
Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin
Просмотров: 10779 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz