ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4(2013)
Копосова Елена Николаевна – музыкальный руководитель АОУ д/с № 3 «Умка» г. Долгопрудного Московской области. Педагогический стаж – 30 лет. Высшая квалификационная категория. Награждена Почетными грамотами Минобрнауки Московской области и Администрации г. Долгопрудный. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
доклад на педагогическом совете
Основной задачей современного дошкольного образования является всестороннее развитие личности ребенка. И нравственно-патриотическое воспитание является тем фундаментом, той базой, на которой строятся все взаимоотношения ребенка с окружающим. Древние люди говорили: «Для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество». С этим высказыванием нельзя не согласиться. Но как теперь, в обстановке вскрывшийся исторической лжи, тяжелого быта современной жизни воспитывать любовь к Отечеству и гордость за него?
Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее «погружение» в истоки национальной культуры. Не показное, «сувенирное», а каждодневное обращение к таким истокам диктует нетрадиционные подходы к процессу воспитания. Образно говоря: «Душа ребенка – это росток. Чтобы из семечка вырос цветок. Много потратится сил и тепла, Нежного слова, улыбок, добра». И приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Для этого необходимо остановиться на раскрытии такого понятия, как «патриотизм». Например, анкетирование родителей в одном из подмосковных детских садов показало, что 50% анкетируемых (средний возраст до 27 лет) не в состоянии ответить на вопрос «что такое патриотическое воспитание?»
Согласно словарю, «патриотизм» – это чувство любви к Родине. В свою очередь, понятие «Родина» включает в себя все условия жизни человека: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Глубокий духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего возраста. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и у ребенка побудить чувство любви к Родине. Именно побудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях, по которым веками жила могучая Россия.
Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он – хозяин своей Родины.
– Я – человек. – Я живу на этой на земле! – Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди! – Я люблю эту Землю, мой родной край, все, что живет и радуется вместе со мной! – Я хочу заботиться о них. – Я танцую, пою, слушаю музыку моего народа. – Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров моей Земли. – Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом. – Это все моя Родина! Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.
«Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность». (Д.С. Лихачев).
Исходя из этого, в программе О. Князевой и М. Маханевой «Приобщение детей к истоку русской народной культуры» выбраны следующие приоритеты:
1.Окружающие предметы – побуждение чувства красоты, национальной гордости. 2.Фольклор во всех его проявлениях – это кладовая для познавательного и нравственного развития детей.
3.Русские народные праздники и традиции.
Именно в них можно познакомиться с различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии.
Еще композитор М.П. Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию жизни». Как же нам всем – и педагогам, и молодым родителям – сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь и понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека, а это терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности: вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Мудрость народной культуры помогает детям сохранить здоровье, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери). Дети с большим интересом относятся к традиционной культуре своего народа, они способны оценить и освоить ее основы, а это определяет их физическое и духовное здоровье. И сегодня можно сказать, что наши дети, покидая детский сад, твердо знают непреложные правила: – Умей говорить языком доброты. – Будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, а на дело не спор». – Умей веселиться, но помни: делу – время, а потехе – час. – Береги дружбу и помни: дружба и братство дороже богатства. – Люби и цени свою семью и знай: в семье лад, так и не нужен и клад! – Цени Отчизну свою: дерево крепко корнями, а Отчизна – сыновьями. «Если дети в детстве Добротой согреты, Вырастут достойные Граждане планеты». И в продолжение темы нравственно-патриотического воспитания мы представляем вашему вниманию сценарий праздника, посвященного Дню России для детей старшего дошкольного возраста. Х О Д П Р А З Д Н И К А Дети заходят в зал под песню Д. Тухманова «Родина моя», выполняют перестроение и садятся на стульчики. В е д у щ и й. Родного неба милый свет, О, Родина святая! Какое сердце не дрожит Тебя благословляя! (В. А. Жуковский). Привет тебе, мой милый край, С твоими темными лесами, С твоей великою рекой И необъятными полями! Привет тебе, мой край родимый, Герой труда неутомимый! Среди зимы и в летний зной – Привет тебе, мой край родной! В е д у щ и й. А что мы Родиной зовем? 1-й р е б е н о к. Дом, в котором мы живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем. В е д у щ и й. Что мы Родиной зовем? 2-й р е б е н о к. Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Теплый вечер за окном. В е д у щ и й. Что мы Родиной зовем? 3-й р е б е н о к. Все, что в сердце бережем, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлем. Ведущий подходит к флагу России и обращает на него внимание детей. В е д у щ и й. Три цвета на флаге России: красный, белый, синий. Эти цвета символизируют единство мира. Еще наш флаг называют триколором, трехцветным полотнищем. «А флаг России – триколор, Полотнище в три цвета. Белый цвет – березка, Синий – неба цвет, Красная полоска – Солнечный рассвет». Есть у нашего государства и самая главная торжественная песня – это Гимн России. «Как только солнышко взойдет, всю землю озаряя, Нам сразу голос подает страна моя родная. Звенят куранты в ранний час, на башне луч играет. Москва на зорьке всякий раз привет нам посылает. Мелодию гимна мы слышим по радио каждое утро в шесть часов. Звуками гимна начинается день нашей Родины. Исполняется гимн на всех государственных и торжественных мероприятиях, а также во время спортивных соревнований при награждении наших спортсменов медалями. Слушают гимн всегда стоя и никогда не разговаривают. Давайте и мы встанем и послушаем главную песню нашего государства – гимн России. Звучит гимн России. В е д у щ и й. «Величаво и спокойно гимн России прозвучал, Каждый слушал, тихо стоя, затаил дыханье зал. С этой музыкой взрослеем, с этой музыкой растем, Эту музыку по жизни в нашем сердце пронесем!» Гимн и флаг – это символы нашего государства, к ним относится и герб. У нашей страны красивый герб, на нем изображен двуглавый орел. Орел – символ солнца и небесной силы, бессмертия. Внутри герба, на груди орла, расположен герб Москвы. Москва, как вы знаете, столица нашей Родины, ее главный город. Георгий Победоносец пронзает копьем дракона. Дракон – зло, которое есть на земле. Герб – это эмблема государства. Он изображен на всех печатях, денежных знаках – бумажных и металлических, – на паспортах и документах. «У России величавой на гербе орел двуглавый, Чтоб на запад и восток он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он России дух свободный». (В. Степанов). (Ведущий подходит к карте). Велика Россия, широки ее просторы, и если посмотреть на карту мира, то увидишь какая она большая, наша страна, по сравнению с другими странами. Когда на одном краю наступает ночь, на другом уже утро давно. Если на севере реки скованы льдом, и земля покрыта снегом, то на юге цветут сады, на полях сеют пшеницу. Чтобы проехать на поезде с востока нашей страны на запад понадобится десять дней, а если пойти пешком, то, наверное, придется путешествовать не менее года. «А если долго-долго в самолете нам лететь, И если долго-долго на Россию нам смотреть, То увидим мы тогда и леса, и города, Океанские просторы, ленты рек, озера, горы… Мы увидим даль без края… И поймем тогда, какая наша Родина большая, Необъятная страна». Народы, населяющие огромное пространство нашей Родины, любят нашу страну, стараются сделать ее сильней и красивей. «Живут в России разные народы с давних пор, Одним тайга по нраву, другим – степной простор. Одним милее осень, другим милей весна, А Родина – Россия – у нас у всех одна». В нашей стране живут люди разных национальностей. Это буряты, эскимосы, чукчи, якуты, нанайцы – жители Севера. Чуваши, калмыки, татары и русские. Более 140 народностей, каждый народ – со своими традициями, обрядами и народным искусством. Ведущий предлагает поиграть в игры разных народов.
В е д у щ и й. Свою Родину мы ласково называем словом «матушка». Мы все хотим, чтобы наша Россия-матушка была самая сильная и красивая. Любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать, – «мама» и «Родина». «Мама и Родина очень похожи, Мама красивая, Родина тоже. Вы присмотритесь: у мамы глаза Цвета такого же, как небеса. Мамины волосы, словно пшеница, Та, что на наших полях колосится. Много у Родины общего с мамой, Самой красивой, ласковой самой. Так и должно быть: что дорого нам Напоминает всегда наших мам». (А. Стариков). Исполняется песня о маме.
В е д у щ и й. Красивая и богатая земля русская! Славен народ, живущий на ней, своими вековыми традициями. Лучшие стихи и песни живут и хранятся в памяти народа, передаваясь из поколения в поколение. В песнях о России люди с нежностью обращаются к рябинушке кудрявой, к реченьке быстрой, к березке белой. Исполняется танец под русскую народную песню «Во поле береза стояла».
В е д у щ и й. «Распростерлись в дымке синей величавые края, Это ты моя Россия, свет мой Родина моя». Вот и подошел к концу наш праздник. «Да здравствует Родины мирное небо! Да здравствует море растущего хлеба! Леса и сады, и большие поля! Да здравствует наша большая земля!»
|