ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Костяникова Олеся Юрьевна – воспитатель ГБОУ д /с №1338,Москва, ЮВАО, специалист по обучению детей квиллингу.
Ракова Галина Николаевна – старший воспитатель ГБОУ д /с №1338, Москва, ЮВАО.
КВИЛЛИНГ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
из опыта работы
Я работаю воспитателем коррекционной группы в детском саду и, по роду деятельности, часто использую конспекты занятий, изучаю статьи и рекомендации специалистов и коллег в дошкольной методической литературе. Хотелось бы и мне поделиться своим опытом работы. Главной задачей коррекционной работы является установление эмоционально-положительного контакта между детьми и воспитателем, что и показывает практика. Как правило, дети с задержкой психического развития активно сотрудничают с педагогом, находятся в тесном контакте с ним. В тоже время у детей с ЗПР наблюдается недоразвитие речи, мелкой моторики, а так же недоразвиие всех психических процессов (мышления, воображения, ощущения и т.д.)
Передо мной как перед воспитателем стояла задача – найти методы и подходы для стимулирования познавательной и эмоциональной сферы психики детей. Изучая литературу, я обратила внимание на высказывания великих педагогов и философов. « Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» (Ян Амос Каменский). Русский физиолог Павлов И.П. писал: «Руки учат голову, затем наумневшая голова учит руки, а умелые руки сново способствуют развитию мозга».
Во время прохождения курсов по применению инновационных технологий в работе детьми с ОВЗ (работа с бумагой), у меня возникло желание попробовать скорректировать специфические проблемы детей своей группы с помощью техники «квиллинг». Простая форма – бумажная лента, но, скрученная в диск, она дает детям большие возможности для реализации своих художественных замыслов.
Как известно из практики, работа с бумагой может быть самой разнообразной: ее можно складывать, сминать, разрывать, разрезать, скатывать в ладошках. А каково было удивление детей, когда я им рассказала, что из обычных разноцветных полосок, мы можем сделать различные фигурки или картины! Я принесла в группу свои авторские работы, дети с интересом их рассмотрели и, конечно же, захотели и сами что – то смастерить!
Можно считать ,что «квиллинг» как вид ручного труда, способствует решению многих педагогических задач: воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, развития внимания, воображения, мышления, эмоционально- волевой сферы. Занятия «квиллингом» я планирую во второй половине дня, небольшими подгруппами воспитанников, а чаще - индивидуально, так как это дает возможность получить совместно с ребёнком качественный результат своей работы. Надо учитывать, что любое изделие, выполненное руками ребенка - это его труд, в который, зачастую, вложено много старания и усилия, поэтому похвала - необходимое условие успеха.
Работа осуществляется по принципу «От простого - к сложному». В начале дети осваивают элементарные навыки скручивания полоски бумаги в диск. После того, как дети освоили элементарные навыки скручивания, прониклись интересом к этому виду деятельности, начинается следующий этап - этим дискам мы придаем различную форму: листика, глаза, капельки и т.д. Много времени на это не уходит. Детям очень нравится крутить диски и создавать различные композиции (цветы, животные, танки, самолеты, птицы, бусы, серьги, украшения, платья, ободки, шляпы и т.д.).
В дальнейшем изделия можно использовать в играх и в повседневной жизни. Девочки носят браслеты, колечки, ободки, украшенные своими руками. Мальчики играют с самолетами, танками, машинами, сделанными из полосок бумаги. Совместно с детьми мы сделали сказочных персонажей для кукольного театра, новогодние игрушки для нашей ёлки и в подарок Деду Морозу. Фото №9 «Шары на ёлку» Родители воспитанников также заинтересовались новой техникой работы с бумагой. По их инициативе был создан мини – клуб «Волшебный завиток». Я провела серию занятий поэтапного обучения квиллингу. Мамы и бабушки, овладев первоначальными приёмами бумагокручения, стали помогать не только своим детям, но и принимать участие в украшении группы и помещений детского сада.
Процесс творчества и результат собственного труда несут в себе эмоциональный и положительный заряд, повышают самооценку, воспитывает в детях доброжелательное и бережное отношение к труду и друг к другу, развивает мелкую моторику рук, что непосредственно связанно с развиием речи, интелектуальных возможностей ребенка. Мы надеемся, что занятия «квилллингом» помогут детям нашей группы в социализации и дальнейшем обучении в школе.
|