ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4(2013)
Матыцына Ольга Михайловна – музыкальный руководитель ГБОУ детский сад № 1527 ВАО г. Москвы. Педагогический стаж – 37 лет. Отличник народного просвещения. 1-я квалификационная категория. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
Красникова Ирина Ивановна – старший воспитатель ГБОУ детский сад № 1527 ВАО г. Москвы. 1-я квалификационная категория. Педагогический стаж – 21 год. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
В Федеральных Государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы определены подходы к организации образовательного процесса на основе интеграции нескольких образовательных областей. Формирование интегративных качеств выпускника, гармоничное развитие личности ребенка обязывает коренным образом перестроить образовательный процесс в ДОУ. Ведущей деятельностью дошкольников является игра, которая может и должна быть включена во все виды деятельности детей в детском саду. Активное взаимодействие педагогов и специалистов друг с другом помогут получить наилучшие результаты в усвоении программы детьми, формирования гармонично развитой личности. На современном этапе необходимо строить работу с детьми, добиваясь глубокого взаимопроникновения разного содержания образования на основе комплексно-тематического планирования, включающего в себя разные виды детской деятельности.
Здоровье дошкольников – важный вопрос, который волнует медиков, педагогов, родителей. Одной из первоочередных задач, стоящих перед системой дошкольного образования, безусловно, является сохранение физического и психического здоровья детей. Но мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведет ребенка по жизни. Подвижная игра – одно из важных средств гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. Поэтому осуществлять интеграцию разных областей возможно прежде всего с включения в работу с детьми разных видов игр. Приведем пример разработки интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Катюше».
Программное содержание: – создать условия для развития у детей эмоционально положительной отзывчивости на двигательную и музыкальную деятельность, формировать музыкальный вкус; – способствовать развитию двигательной активности через сочетание музыкальной деятельности и проведение народных подвижных игр; – продолжать знакомить детей с традициями русской народной культуры через народные подвижные игры, певческую народную культуру, хороводные песни; – закреплять умение играть в знакомые подвижные игры, двигаться по залу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; – учить отличать вокальную музыку от инструментальной; – продолжать развивать певческие способности, исполнять произведение выразительно, передавать мелодию, ускоряя-замедляя, усиливая и ослабляя звучание, правильно распределяя дыхание, чисто интонировать; – развивать песенное творчество, побуждать самостоятельно придумывать мелодии (колядки); – поддерживать дружеские отношения со сверстниками. Участвуют: ведущая, музыкальный руководитель, батюшка, матушка, Катюша, Баба-Яга, подружки.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Звучит негромкая русская народная музыка. Дети входят в зал и приветствуют гостей.
В е д у щ а я. Добрый день! Гостям мы рады, что пришли, Для нас времечко нашли. Будут здесь у нас забавы, Представления на славу.
М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь. Расскажу я вам сказку старинную, Да не шибко короткую, да не шибко длинную. А такую как раз, как от меня до вас! Давненько это было… В одной деревеньке жили матушка и батюшка, и была у них дочка Катенька. Однажды пришли к Катюше подруженьки звать ее погулять, в зимние забавы поиграть. Тут-то наша сказка и начинается. А в сказке, ребята, вы знаете, могут происходить разные чудеса! Занавес открывается. У избы сидят батюшка и матушка, а Катюша качается на качалке рядом с ними. Звучит русская народная музыка. Дети встают со стульев и идут за Катюшей (хороводный шаг).
Д е т и. Здравствуй, батюшка Егор! Здравствуй, матушка Настасья! Пришли мы к вам в гости поиграть с Катюшей да и вас позабавить! Колядки (пение а”капелла).
1.Коляда, коляда, Приходи издалека, Один раз в годок, Полюбуемся часок. 2.С морозом трескучим, Со стужей колючей, Со снегами белыми, С вьюгой, с метелями. 3.Самокаты-сани Покатили сами, От села до села, Коляда весела. Матушка приглашает детей войти в избу. Дети входят и заводят хоровод «Катенька веселая» (муз.обр. М. Балакирева).
Д е т и. Вставай, народ, Выходи из ворот – Солнышко встречать, Мороз прогонять! М а т у ш к а. Нечего дома сидеть, Да на улицу в окно глядеть. Лучше выйти погулять, Вместе дружно поиграть!
Б а т ю ш к а. Да помните: «Делу – время, а потехе – час!» До поляны лесной дойдите, Хворосту для печки наберите. Звучит народная музыка. Музыкальный этюд «Игра в снежки».
М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь. А давайте, ребята, не просто лепить снежки, а посмотрим, кто из вас самый меткий. Проводится игра «Попади в цель». В виде цели – плетень с кувшинами и крынками.
К а т ю ш а. Совсем мы заигрались, и забыла я, что матушка наказывала хвороста для печи набрать. Помогите мне, друзья и подруженьки.
Дети отправляются в лес под русскую народную мелодию.
1.Обычная ходьба (по тропинке). Русская народная мелодия «Светит месяц».
2.Ходьба с высоким подниманием колен (перешагиваем через глубокие сугробы). Русская народная мелодия «Ах, вы, сени, мои сени».
3.Приставной шаг (через овраг, поваленное дерево). Русская народная мелодия «Пойду ль, выйду ль, я» в обр. В. Тиличеевой. 4.Быстрая ходьба с переходом на бег (замерзли). Русская народная мелодия «Как у наших у ворот» в обр. А. Луканина.
К а т ю ш а. Подруженьки милые, какая красота-то какая! А давайте играть. Я предлагаю зимнюю игру «Два мороза». Я считать буду: Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть, К нам сорока подлетела И тебе водить велела! Проводится игра «Два мороза». Цель: упражнять в беге с преодолением препятствий, развивать координацию, быстроту реакции. Катюша убегает за ширму. М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь. Ребята, а где же наша Катюша? Давайте звать ее, аукать. (Дети аукают). Что же делать? Надо идти искать ее. Дети исполняют хоровод под звучание русской народной песни «Как пошли наши подружки». 1.Ты ау-ау, Катюша, Наша милая подружка. Припев: Где ты, где ты, где ты, где? Наша милая подружка? 2.Не в лесу ли заблудилась Ни в снегу ли заплелась? Припев: Ох, ох, ох, ох! Не в снегу ли заплелась? Из-за занавеса слышится сердитое пение Бабы-Яги. Б а б а – Я г а. Не в лесу я заблудилась, Не в снегу я заплелась – В чаще темной я гуляла И в избушке заспалась! Ха-ха-ха! Появляется Баба-Яга. Дети окружают ее и начинают дразнить. Проводится подвижная народная игра «Бабка-Ежка». Цель: знакомить детей с традиционными народными играми, совершенствовать навык выполнения движений (по словам), уметь переключать внимание. В середине круга встает водящий – Бабка-Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка-Ежка, Костяная ножка, С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: – У меня нога болит. Пошла она на улицу, Раздавила курицу. Пошла на лужайку – Испугала зайку. Пошла на базар – Раздавила самовар. Бабка-Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.
М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь. А теперь, Ягуся, отвечай, где Катюша?
В е д у щ а я. Верни нам Катюшу, а мы тебе платок расписной подарим! Проводится подвижная игра «Платок». Цель: развивать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Дети после игры отдают платок Бабе Яге.
Б а б а – Я г а. За такой-то подарок верну, касатики мои, обязательно верну вашу Катюшу! (Выводит Катюшу).
К а т ю ш а. Надо торопиться домой, а то матушка и батюшка волнуются. Слышите, в деревне уж песню затянули. Девушки и ребята собираются на вечерние посиделки. Слушание русской народной песни «Молодая пряха». Вопросы к детям: 1.Какой жанр музыки мы слышим? (Песня). 2.Какое по характеру это произведение? 3.Когда в деревнях запевали такие песни? Дети берутся за руки, впереди Катюша. «Змейкой» идут к избе.
М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь. Пришли ребята к избе, где живет Катя, да стали просить еще поиграть во что-нибудь. К а т ю ш а. А я еще одну интересную игру знаю «День и ночь» называется.
Проводится игра «День и ночь».
Цель: развивать выдержку, ловкость, упражнять в умении бегать в разных направлениях.
М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь. Мы по улице гуляли, В игры зимние играли, Где веселый народ, Тут и наш хоровод. Исполняется песня-хоровод с пением русской народной песни «Зимушка-сударушка» (Сборник «Идет коза рогатая» сост. А.В. Питько, Изд-во «Композитор». С-Птб., 2007).
Д е т и. Мы и пели, и плясали И могли б еще сплясать, А теперь мы вас попросим Вместе с нами поиграть. Проводится игра с гостями «Золотые ворота».
|