ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Курилова Лилия Васильевна – старший воспитатель МБДОУ ЦРР д\с № 1 «Солнышко» г. Химки Московской области. Педагогический стаж - 40 лет. Высшая квалификационная категория. Почетный работник общего образования Российской Федерации.Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ И МУЗЫКАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
выступление на муниципальном методическом объединении из опыта работы по теме «Приобщение детей к истокам русского народной культуры»
"Если ребенок родился и рос На родной стороне среди русских берез, Слышал русские песни, колядки справлял, С светлым праздником Пасхи родных поздравлял, Был воспитан в труде, милосердье, добре, В уважении к старшим, родным и Земле, Эту заповедь предков в душе сбережет, Только радость и счастье с собой принесет».
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени, методов образования и воспитания дошкольников, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но известно, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие, родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Развивая чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, воспитатели и музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности в своей работе используют фольклор, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства. Русское народное творчество помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. В нашем детском саду ЦРР № 1 «Солнышко» (г. Химки Московской области, заведующая – Жиляева Надежда Владимировна) развитие детей на традициях русской народной культуры является одним из приоритетных направлений художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. Владея знаниями фольклорного творчества и методами работы с этим материалом, педагогический коллектив старается строить воспитательную деятельность на основе русского фольклора, народных песнях, играх, танцах. Жизнь в детском саду может быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники, развлечения, досуги и даже непосредственная образовательная деятельность (НОД). Сотрудники нашего детского сада стараются помочь детям сделать пребывание в детском саду незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребенка.
Музыкально-фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Используется в аудиозаписи и современная музыка, доступная для восприятия детям. Сценарии праздников, досугов, развлечений, НОД составляются так, чтобы каждый ребенок стал участником данного мероприятия, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль. Весь преподносимый детям материал пронизан духовной мудростью нашего народа, знакомит детей с народными традициями и позволяет ребятам принять активное участие в мероприятиях. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы – прекрасный материал для эмоционально-эстетического и нравственного воспитания детей и их творческого развития.
Для развития у детей творческих способностей, эстетического вкуса мы в ДОУ используем произведения музыкального и устного фольклора, которые в интересной, занимательной форме передают детям народную мудрость, накопленную многими поколениями и приобщают к прекрасному. Народное искусство и особенно народная музыка вызывают у детей большой интерес, приносят им радость, создают хорошее настроение, снимают чувство страха, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие, без которого невозможны творческие проявления. Знакомство с образцами фольклора, датами народного календаря, с укладом жизни и обычаями русского народа проводится на музыкальных занятиях, праздниках, досугах, в режимных моментах.
В детском саду создана комната русского быта, где обстановка, предметы быта, утварь помогают понять детям, что они – часть великого русского народа, пробуждают душу, воспитывают чувство красоты, любознательность и создают благоприятные условия для творческого развития. Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду? Это «Осенины на Руси», «Рождество Христово», «Капустница», «Святки», «Козульки». Мы встречаем и провожаем Масленицу, зазываем весну, закликаем птиц, отмечаем Пасху.
Наши праздники полностью пропитаны русскими песнями, танцами, играми, хороводами, частушками. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Мы стараемся показать и родителям, и детям, что подобные игры, как жанр устного народного творчества, очень важны для креативного развития детей и являются национальным достоянием и богатством нашего народа. Большую помощь в организации праздников и других мероприятий нам оказывают родители. Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских музыкальных инструментах. Дети начинают знакомиться с ними уже с раннего возраста, когда им показывают свистульку, колокольчик, деревянные ложки, а дети учатся играть на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомят с другими народными инструментами, такими, как дудка, гусли, балалайка.
Для фольклорного ансамбля используются простейшие шумовые инструменты из подручного материала: ложки с бубенцами, полешки, погремушки и др. Знакомство с этими инструментами, исполнение под аккомпанемент песен, плясок способствует музыкальному и творческому развитию детей. Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы. Чтобы семья стала крепкой и дружной, ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, земледельческим народным календарем, обычаями русского народа. А знания об этих обычаях способно предоставить детям их пребывание в ДОУ.
|