Главная
Регистрация
Вход
Пятница
27.06.2025
16:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Кузнецова С.Н.Влияние семьи и внутрисемейных взаимоотношений на социализацию дошкольника
02.10.2013, 23:40
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 4 (2013)
 
ВЛИЯНИЕ  СЕМЬИ  И  ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ  ДОШКОЛЬНИКА


Определение понятия социализации

В качестве ближайшей социальной среды человека называют ту общественную группу, к которой он принадлежит, и которая составляет круг его непосредственного общения. Для ребенка дошкольного возраста такой группой преимущественно является семья, чей образ жизни определяет свойства и качества психики ребенка, своеобразие его личности. Существует множество расшифровок понятия «семья».

Семья – начальная структурная единица общества, закладывающая основу личности. Семья связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения. Брак двух людей еще не составляет семью: она появляется и укрепляется с рождением детей.

Семья является социальным институтом, т.е. устойчивой формой взаимоотношений  между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворение их потребностей. Она является первым и ведущим субъектом  воспитания детей. В «Конвенции о правах ребенка» (1989) декларируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

С позиции социальной психологии, семья – это малая социальная группа, немногочисленная по составу, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых интересов.

Действия и поступки, потребности и идеалы, интересы и умонастроения, образ действий и образ мыслей, образ чувств и характер взаимоотношений, особенности общения и установки, цели и верования – все это множество феноменов, раскрывающих социально-психологический аспект образа жизни семьи.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Ребенок, воспитывающийся в семье, обычно становится довольно точным отражением этой семьи. Семья во много определяет круг его интересов, потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе – материальные, для развития природных задатков. Нравственные и  социальные качества личности также закладываются в семье.

       Нынешняя  семья  переживает  не  лучшие  времена.  Растет  число разводов и количество неполных семей, растет и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, влияющий в большей степени на внутрисемейные отношения,  по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений.

Ребенок, появляясь на свет, обладает определенными задатками и предрасположенностями. Каким станет человек, какие его задатки и склонности разовьются, а какие заглохнут; какие личностные качества он приобретет, зависит от многочисленных обстоятельств его жизни. От того, какие люди встретятся на его пути, и как сложатся его отношения с ними; от того, в какой географической, природной социальной среде он будет расти, как будет с ней взаимодействовать; от того, насколько активно сам человек будет стремиться выстроить свое взаимодействие с окружающим миром, с окружающими людьми. Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром получил название социализация.
Анализ понятия «семья». Функции и типы семьи, виды семейных взаимоотношений

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняются в них названные выше механизмы социализации.

Особое значение внутрисемейных отношений, семейного микроклимата для воспитания детей отмечалось многими русскими исследо­вателями. Так П.Ф. Лесгафт (1991) подчеркивал, что условия семейной жизни помогают ребенку осознать свою причастность к роду челове­ческому, приобщиться к духовным ценностям своего народа, его язы­ку, нравам, оставляют неизгладимый след на всем его будущем суще­ствовании. Семейная жизнь, как писал А.Н. Острогорский (1989), имеет для ребенка то же значение, что и общественная – для взрос­лых. Дети пробуют свои силы и возможности прежде всего в семье, а затем уже – в общении с детьми и взрослыми вне дома.

Атмосфера семьи, весь семейный уклад оказывает влияние на ребенка. Опыт общения, полученный в семье, очень важен. Им в значи­тельной степени определяется благополучие взаимоотношений дошкольника с окружающими людьми.

Очень условно можно говорить о нескольких моделях отношений в семьях.

Можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитания детей. Перечислим наиболее ярко выраженные семейные модели.

1. Семьи, уважающие детей.  Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают мнение детей, их переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Взаимоотношения родителей и детей характеризуются общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством.

2. Семьи отзывчивые.  Отношения между взрослыми и детьми     нормальные, но существует определенная дистанция, которую и родители, и дети стараются не нарушать. Родители  сами решают, что нужно детям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и  интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами.

3. Материально ориентированные семьи. В таких семьях главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть выгоду. Духовный мир родителей и детей беден. Такой вариант отношений возникает и при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями.

4.        Враждебные семьи.  Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят детский сад, хотят уйти из семьи. Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявили достаточное уважение к их доводам и аргументам.

5.        Антисоциальные семьи.  Это  скорее,  не  семьи,  а  временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни. Влияние таких семей крайне негативно.

Мы перечислили семьи, в которых так или иначе занимаются воспитанием детей. Однако есть много других, в которых дети не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их развитие. По некоторым данным, до 25 % семей в нашей стране вообще не в состоянии правильно воспитывать детей, а до 15 % формируют правонарушителей.
Отцовство, как социальная роль

Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин, порождает сегодня немаловажный вопрос в формировании социализации ребенка. Это «кризис отцов» – проблема, проявляющаяся в  виде неполных семей, в таких формах, как  пьянство, отрешенность отца от семьи. Есть на то объективные, субъективные причины, но детям от них не легче. Умение мужчины найти способ раз­решения противоречивых требований к роли отца является одним из главных условий развития и воспитания детей.

Наиболее значимыми характе­ристиками влияния отца на ребенка являются: правомочный авторитет отца, его уве­ренность в себе как воспитателе, ожидание детской самостоятельности, терпимость по отношению к агрессивности ребенка, сексуаль­ная терпимость, строгость в приучении к порядку, способность пере­давать ребенку навыки общения и типичные способы поведения.

     4.Повторный брак и взаимоотношения в семье

Развод – всегда проблема для детей. Но повторный брак – серьезнейшая  причина осложнения детско-родительских  взаимоотношений в семье.

В повторно брачной семье наиболее значимой для развития личности дошкольника является эмоцио­нальная связь с ним матери. В ситуации распада семьи мать становится для ребенка главной, а иногда и единственной опорой и источником психологической защиты. При повторном замужестве она, поглощенная личным эмоциональным состоянием, не всегда способна осознать это, увидеть душевные переживания ребенка, понять их природу. В жизненной практике немало фактов, когда с повторным замужеством внимание матери переклю­чается на второго супруга. Вследствие этого резко сокращается и обедняется ее эмоциональное отношение к ребенку.

Резюмируя все вышесказанное, еще раз отметим, что самые первые представления дошкольник получает в семье: здесь происходит накопление им разнообразных впечатлений, приобретается опыт эмоционального переживания семейных ситуаций, усваиваются способы взаимодействия с близкими людьми. Детско-родительские отношения способствуют развитию эмоциональной окрашенности этих представлений, что определяет будущее семейное благополучие ребенка.

Поэтому так велика роль семьи в процессе социализации дошкольника.
Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin
Просмотров: 1436 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz