ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 4 (2013) ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДОШКОЛЬНИКА
Определение понятия социализации
В качестве ближайшей социальной среды человека называют ту общественную группу, к которой он принадлежит, и которая составляет круг его непосредственного общения. Для ребенка дошкольного возраста такой группой преимущественно является семья, чей образ жизни определяет свойства и качества психики ребенка, своеобразие его личности. Существует множество расшифровок понятия «семья».
Семья – начальная структурная единица общества, закладывающая основу личности. Семья связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения. Брак двух людей еще не составляет семью: она появляется и укрепляется с рождением детей.
Семья является социальным институтом, т.е. устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворение их потребностей. Она является первым и ведущим субъектом воспитания детей. В «Конвенции о правах ребенка» (1989) декларируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
С позиции социальной психологии, семья – это малая социальная группа, немногочисленная по составу, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых интересов.
Действия и поступки, потребности и идеалы, интересы и умонастроения, образ действий и образ мыслей, образ чувств и характер взаимоотношений, особенности общения и установки, цели и верования – все это множество феноменов, раскрывающих социально-психологический аспект образа жизни семьи.
Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Ребенок, воспитывающийся в семье, обычно становится довольно точным отражением этой семьи. Семья во много определяет круг его интересов, потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе – материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.
Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растет число разводов и количество неполных семей, растет и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, влияющий в большей степени на внутрисемейные отношения, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений.
Ребенок, появляясь на свет, обладает определенными задатками и предрасположенностями. Каким станет человек, какие его задатки и склонности разовьются, а какие заглохнут; какие личностные качества он приобретет, зависит от многочисленных обстоятельств его жизни. От того, какие люди встретятся на его пути, и как сложатся его отношения с ними; от того, в какой географической, природной социальной среде он будет расти, как будет с ней взаимодействовать; от того, насколько активно сам человек будет стремиться выстроить свое взаимодействие с окружающим миром, с окружающими людьми. Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром получил название социализация. Анализ понятия «семья». Функции и типы семьи, виды семейных взаимоотношений
Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняются в них названные выше механизмы социализации.
Особое значение внутрисемейных отношений, семейного микроклимата для воспитания детей отмечалось многими русскими исследователями. Так П.Ф. Лесгафт (1991) подчеркивал, что условия семейной жизни помогают ребенку осознать свою причастность к роду человеческому, приобщиться к духовным ценностям своего народа, его языку, нравам, оставляют неизгладимый след на всем его будущем существовании. Семейная жизнь, как писал А.Н. Острогорский (1989), имеет для ребенка то же значение, что и общественная – для взрослых. Дети пробуют свои силы и возможности прежде всего в семье, а затем уже – в общении с детьми и взрослыми вне дома.
Атмосфера семьи, весь семейный уклад оказывает влияние на ребенка. Опыт общения, полученный в семье, очень важен. Им в значительной степени определяется благополучие взаимоотношений дошкольника с окружающими людьми.
Очень условно можно говорить о нескольких моделях отношений в семьях.
Можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитания детей. Перечислим наиболее ярко выраженные семейные модели.
1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают мнение детей, их переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Взаимоотношения родителей и детей характеризуются общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством.
2. Семьи отзывчивые. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую и родители, и дети стараются не нарушать. Родители сами решают, что нужно детям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами.
3. Материально ориентированные семьи. В таких семьях главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть выгоду. Духовный мир родителей и детей беден. Такой вариант отношений возникает и при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями.
4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят детский сад, хотят уйти из семьи. Важно, чтобы родители в таких ситуациях стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявили достаточное уважение к их доводам и аргументам.
5. Антисоциальные семьи. Это скорее, не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни. Влияние таких семей крайне негативно. Мы перечислили семьи, в которых так или иначе занимаются воспитанием детей. Однако есть много других, в которых дети не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их развитие. По некоторым данным, до 25 % семей в нашей стране вообще не в состоянии правильно воспитывать детей, а до 15 % формируют правонарушителей. Отцовство, как социальная роль
Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин, порождает сегодня немаловажный вопрос в формировании социализации ребенка. Это «кризис отцов» – проблема, проявляющаяся в виде неполных семей, в таких формах, как пьянство, отрешенность отца от семьи. Есть на то объективные, субъективные причины, но детям от них не легче. Умение мужчины найти способ разрешения противоречивых требований к роли отца является одним из главных условий развития и воспитания детей.
Наиболее значимыми характеристиками влияния отца на ребенка являются: правомочный авторитет отца, его уверенность в себе как воспитателе, ожидание детской самостоятельности, терпимость по отношению к агрессивности ребенка, сексуальная терпимость, строгость в приучении к порядку, способность передавать ребенку навыки общения и типичные способы поведения.
4.Повторный брак и взаимоотношения в семье
Развод – всегда проблема для детей. Но повторный брак – серьезнейшая причина осложнения детско-родительских взаимоотношений в семье.
В повторно брачной семье наиболее значимой для развития личности дошкольника является эмоциональная связь с ним матери. В ситуации распада семьи мать становится для ребенка главной, а иногда и единственной опорой и источником психологической защиты. При повторном замужестве она, поглощенная личным эмоциональным состоянием, не всегда способна осознать это, увидеть душевные переживания ребенка, понять их природу. В жизненной практике немало фактов, когда с повторным замужеством внимание матери переключается на второго супруга. Вследствие этого резко сокращается и обедняется ее эмоциональное отношение к ребенку.
Резюмируя все вышесказанное, еще раз отметим, что самые первые представления дошкольник получает в семье: здесь происходит накопление им разнообразных впечатлений, приобретается опыт эмоционального переживания семейных ситуаций, усваиваются способы взаимодействия с близкими людьми. Детско-родительские отношения способствуют развитию эмоциональной окрашенности этих представлений, что определяет будущее семейное благополучие ребенка.
Поэтому так велика роль семьи в процессе социализации дошкольника.
|