ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 4 (2013) ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Современная задача педагога – воспитать полноценного и полноправного гражданина многоликого общества, способного к социальной адаптации. Важную роль в этом играет поликультурное воспитание ребенка и такое качество, как толерантность. Этот термин происходит от латинского слова «терпение, выносливость» и обозначает «принятие, правильное понимание и уважение других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».
Для формирования у детей-дошкольников принципов толерантности, в рамках ДОУ необходимо:
I. Создание единого поликультурного поля и атмосферы толерантности в
группе.
Сюда включается формирование предметно-развивающей среды
(от слова «трансформеры» – оформление, обновление, дополнение).
А именно:
1) зона для развития представлений о человеке, культуре, быте разных народов;
2) уголок игрушки и атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
3) уголок «Моделирования»;
4) книжный уголок;
5) настольно-печатные, дидактические игры, различные пособия;
6) уголок изобразительной деятельности;
7) уголок театральной деятельности;
8) уголок краеведения;
9) информационная зона для родителей.
II. Оснащение предметно-развивающей среды методическими материалами в помощь педагогам:
– программно-методическое обеспечение, в том числе – через соответствующие сайты;
– художественная литература;
– конспекты тематических занятий и бесед, развлечений, праздников, досугов;
– демонстрационный, иллюстративный материал, отражающий государственную символику географию, труд, быт, искусство государств-соседей;
– дидактические игры на закрепление знаний о жизни народов, населяющих соседние государства;
– подборка подвижных игр разных народов;
– подборка обрядов, сказаний, частушек, колыбельных разных народов;
– подборка образцов национальных костюмов народов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья.
III. Создание атмосферы толерантности в группе:
– единый речевой режим с активным использованием речевых формул
вежливости;
– поведение детей и взрослых, отвечающее требованиям этики и толерантности, в том числе – педагогическое моделирование социального опыта;
– создание климата психологического комфорта и безопасности.
IV. Партнерство педагогов и родителей в атмосфере доверия и сотрудничества:
– стендовая информация для родителей по проблеме толерантности;
– анкетирование и тестирование родителей с целью выявления отношения к формированию толерантности у их детей;
– проведение «Дня открытых дверей» для родителей с показом тематических занятий, досугов, развлечений, кукольных спектаклей;
– консультации родителей, беседы по вопросам поликультурного воспитания, формированию толерантности у детей;
– привлечение родителей к участию в конкурсах, досугах, праздниках;
– привлечение к изготовлению национальных костюмов для поликультурного уголка;
– привлечение родителей к оформлению тематических выставок, проектов, акций;
– участие родителей в сборе иллюстрационного и наглядного материала, предметов быта.
V. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов:
– освоение новых информационных технологий;
– всестороннее изучение вопроса по всем информационным источникам;
– осознание, понимание актуальности вопроса;
– умение определить цели, задачи и пути реализации своей педагогической деятельности;
– знание возрастной психологии и педагогики и изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– знакомство с опытом работы по поликультурному воспитанию других дошкольных образовательных учреждений.
VI. Создание в ДОУ единого образовательно-воспитательного поля.
Можно сказать, что в детском окружении «воспитывает всё и все». Поэтому очень важно, когда коллеги – твои единомышленники.
А стать единомышленниками нам помогает обмен мнениями, то есть обмен педагогическим опытом.
Подобная комплексная структура, направленная на формирование в ДОУ нужной целеполагающей среды, успешно работает на создание будущего общества взаимного уважения и социализации каждого ребенка, то есть обеспечивает процесс получения ребенком навыков, необходимых для его последующей полноценной жизни в обществе
Использованная литература:
Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. и др. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. М., 2010.
|