ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Лыкова Анна Алексеевна – старший воспитатель ГБОУ д\с № 1125 г. Москвы. Педагогический стаж – 23 года. Высшая квалификационная категория. Почетный работник общего образования Российской Федерации. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
Воронина Ольга Васильевна – заведующая ГБОУ д\с № 1125 г. Москвы. Педагогический стаж - 27 лет. Высшая квалификационная категория. Почетный работник общего образования Российской Федерации», лауреат премии Мэра города Москвы. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида № 1125 для детей с нарушением зрения открылся 1 сентября 2002 года. На сегодняшний день в детском саду функционирует 8 групп: семь групп детского сада и одна группа раннего возраста. Присутствуют вариативные формы дошкольного образования: Лекотека, Служба ранней помощи, семейный детский сад, консультативный пункт. Наличие физического недостатка вызывает у детей переживания по поводу своей неполноценности, что накладывает значительный отпечаток на развитие личности, задерживая ее социальное становление. Наша важнейшая задача всеми средствами развития (художественно-эстетического, музыкального, познавательного направления) научить ребенка жить в окружающем их мире и естественно воспринимать этот недостаток (ношение очков в том числе).
Дети с нарушением зрения характеризуются своеобразием развития психических и физических процессов, что проявляется в недостаточной двигательной активности, особенностях двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у них трудности пространственной ориентировки. Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и труднейших проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Известно, что развитие пространственного восприятия обусловлено состоянием и уровнем зрительно-пространственного анализа и синтеза, то есть степенью снижения остроты зрения и других его функций, а также характеристикой самого пространства (микро- или макропространства). Различная степень тяжести зрительной патологии (слабовидение, дети с косоглазием, амблиопией и др.) вносит своеобразие в развитие их пространственной ориентировки на музыкальных, физкультурных мероприятиях (непосредственная образовательная деятельность, соревнования, досуги и развлечения и др.), в повседневной жизни. Развитие музыкально-ритмических движений является составной частью музыкального и физического воспитания дошкольников с нарушением зрения. С учетом особенностей таких детей мы построили педагогическую и развивающую работу, основой которой стало формирование музыкально-ритмических движений в микро- и макропространстве, активизация творческих способностей. В ходе работы используются современные педагогические технологии, интеграции образовательных областей «Музыка» и «Физическая культура», реальные музыкальные инструменты, аудио- и видеоаппаратуру. Большое внимание уделяется в совместной и индивидуальной работе с детьми развитию зрительно-двигательной ориентировки в пространстве за счет использования световых, цветовых атрибутов, реалистичных сигналов и ориентиров. Коррекционное обучение строится в направлении формирования у детей с нарушением зрения умений воспринимать музыкально-ритмическое содержание с помощью полисенсорного восприятия, умений пользоваться несовершенным зрением, а также умений предметно-практического воспроизведения ритмических актов в процессе их дозированного исполнения, особенно на этапе знакомства детей с движением. Успешное овладение детьми предметными действиями может быть обеспечено при условии коррекции зрительного образа самого действия и компенсации недостающей зрительной информации об этом действии за счет развития полисенсорного восприятия, регуляции и контроля предметных действий, так как наряду со зрением участвуют слуховая, тактильная, мышечная, вибрационная и другие виды чувствительности. Учитывая то, что формирование обобщенных образов у дошкольников протекает наиболее эффективно в условиях организации собственных перцептивных действий, то на начальном этапе формирования у детей основных систем сенсорных ритмических эталонов мы считаем целесообразным организовывать действия с наглядно-ритмическими моделями. С этой целью разработан целый ряд специальных средств музыкально-ритмической наглядности: пособий, схем, рисунков, игрушек и т. д. При разработке новых средств музыкально-ритмической наглядности и модификации уже имеющихся, педагогами учитываются дидактические требования, предъявляемые к ним в отношении цвета, формы, размеров для работы с дошкольниками с нарушением зрения. Знание возрастных и специфических особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет предотвратить опасность одностороннего диспропорционального развития психических функций, наиболее тесно связанных со зрением и определяющих чувственное познание. Деятельность наших педагогов позволяет детям с особыми потребностями преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированности двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию. Перед детьми ставятся понятные и доступные выполнению цели, а также обеспечивается их безопасность при передвижении в пространстве и действий в нем.
Обязательным правилом работы педагогов считается проведение зрительной гимнастики, включающей:
– упражнения на восстановление зрительной функции;
– упражнения на снятие зрительного напряжения;
– упражнения на снятие моторного напряжения и зрительного утомления;
– упражнения на укрепление глазодвигательных мышц.
Важным условием и средством коррекции развития музыкально-ритмических и двигательных навыков у дошкольников с нарушением зрения является активизация всех форм контроля, проводимая как самими детьми, так и взрослыми. Обучение детей навыкам самоконтроля основывается на активизации тактильно-кинестетической и словесной его форм, не исключая наиболее распространенные зрительную и слуховую.
Среди форм педагогического контроля (зрительно-слуховой, тактильно-кинестетической, речевой) следует выделять прием «помощи руки взрослого», назначение которого заключается в показе, регуляции, корректировке двигательного акта на этапе первичного освоения его ребенком с целью формирования точного образа музыкально-ритмического движения. Главными показателями качественного роста уровня воспроизведения музыкально-ритмических движений детьми является практическое достижение соответствия характера выполняемых музыкально-ритмических движений особенностям конкретного музыкально-эмоционального или музыкально-игрового образа, овладение подавляющим большинством дошкольников с нарушением зрения навыками целостного восприятия музыкально-ритмических образов.
|