Главная
Регистрация
Вход
Суббота
28.06.2025
01:42
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Луканина О.В.Изобразительная деятельность дошкольника с учетом возрастных особенностей
25.04.2013, 21:37
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4(2013)
 
Луканина О.В. – воспитатель ГБОУ № 606 ВОУ г. Москвы. 1-я квалификационная категория. Педагогический стаж – 23 года. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
 
Работа с детьми-дошкольниками по изобразитель­ной деятельности осуществляется по двум самостоятельным направлениям: – в процессе эстетического воспри­ятия природы, красивых предметов и произведений изобразительного ис­кусства; – на занятиях по рисованию и лепке и в свободной самостоятельной дея­тельности детей. По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов, «у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произ­вольности движений, от которых за­висит развитие ручной умелости». Установлено, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму, цвет, строение предметов, но и красоту окружающей его действительности; учиться любоваться нежной зеленью растении, радоваться красоте цветов.
 
Задача педагога – управлять чувственным опытом ребенка в процессе наблюдений за природой или общения с произведениями искусства. Рассматривая произведения изобразительного искусства, он может вос­хищаться величественной красотой скульптуры и архитектуры, сопережи­вать героям сказок, испытывать чувст­во радости или огорчения при вос­приятии произведений живописи, ко­торые взволновали его, и т. п. В то же время изобразительные возможности дошкольника весьма ограничены и связаны с развитием различных комплексов движений рук. Для того, чтобы ребенок овладел необходимыми формообразующими движениями, проводятся специальные упражнения, основанные на изображении простейших предметов (ленточки, платочки, баранки, мячики, кубики и др.), которые не представля­ют эстетической ценности. Так в процессе обучения реализуется принцип его доступности. Воспитатель должен развить у малышей эмоциональную отзывчивость к при­роде, красивым предметам и материалам. Они с удовольствием рассмат­ривают произведения народного и декоративно-прикладного искусства, книжную графику. Живо реагируют на образы матери и ребенка при восприятии репродукций произведений мировой живописи (принцип опоры на чувственный опыт). Рисование и лепка рас­сматриваются не только как важное средство эстетического воспитания ребенка, но и как условие его эмо­ционального благополучия, а также своевременного и полноценного пси­хического развития.
 
 «Ученые установили, что представле­ния дошкольного возраста о предмете во многом отличаются от самого предмета и сохраняют не все его качества, а лишь отдельные сторо­ны, которые произвели на них наибольшее впечатление. При этом полу­ченные от восприятия представления не остаются неизменными, а постоян­но меняются и преобразуются». Кроме того, происходит процесс обобщения представлений, и дети изображают в рисунках и лепке не то, что они видели, а то, что они себе представи­ли, вообразили сами. Поэтому рисун­ки детей четырех лет специалисты относят к первой стадии изобрази­тельного этапа. Их отличает прими­тивная выразительность, которая свя­зана как с особенностями восприятия, так и с ручной умелостью ребенка. В процессе работы ребенок откры­вает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. «Ребенок использует возмож­ности ритма, цвета, не имея предва­рительных знаний о них; он просто увлекается доступным ему в данный момент материалом.
 
Чтобы ребенок представлял, осознавал, что он делает, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. Обучение должно быть научным. При этом крайне важно помнить: «направлять» ребенка – это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыра­жения, творчества и поисков спосо­бов передачи своих ощущений, чувств, переживаний». Несмотря на то, что движения руки к четырем годам уже в значительной степени сформированы, они еще не­достаточно скоординированы. Дейст­вия детей пятого года жизни, как правило, неуверенные, скованные, не­точные. Поэтому на начальных этапах обучения дошкольники, всецело по­глощены процессом нанесения линий, пятен, а зрительный контроль над направлением движения часто отсту­пает или сведен до минимума. С возрастом происходит резкое ус­корение темпов развития сложных двигательных навыков.
 
 По данным Г. А. Кислюк, у детей 6-7 лет этот процесс происходит в 4,5 раза бы­стрее, чем у детей пятого года жизни. Поэтому обучение должно строиться с учетом возраста и возможностей ребенка. Одним из печальных результатов является превращение художественных образов в застывшие шаблоны. Для того чтобы вместо примитив­ных, с точки зрения взрослого, ри­сунков скорее получить полноценный продукт детской деятельности, педаго­ги строят процесс обучения на основе копирования заданного ими образца. «Отвечая элементарным требованиям изображения, шаблоны находят при­знание у окружающих и, благодаря этому, закрепляются в индивидуаль­ном опыте ребенка. С одной стороны, это имеет поло­жительное значение, так как создает определенную графическую основу для изобразительной деятельности, вселяет уверенность – ребенок не­медленно получает результат. Однако, с другой стороны, шаблоны представляют большую опасность для развития детского творчества. Если не руководить деятельностью детей, то они могут так и не научиться рисо­вать ничего,- кроме нескольких усво­енных ими застывших построений отдельных предметов, и полностью утратить личные средства выражения, адекватные их жизненному опыту». Нарушается принцип сознательности и активности в обучении.
 
Психофизиологические возможности детей 4-5 лет весьма ограничены, а обучение изображению по заданной схеме порождает штампы и лишает детей возможности самостоятельно изобразить что-либо. В результате при обучении дошкольников этого возра­ста возникают серьезные трудности. Детей можно и нужно учить. Но не технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства и обязательно с учетом их возрастных особенностей. Особое значение в работе с детьми принадле­жит новым педагогическим техноло­гиям, построенным на основе игровой мотивации, которые подробно описа­ны в руководстве по воспитанию, образованию и развитию детей пятого года жизни.
 
Если на пятом году жизни серьезные трудности у детей возникают с переда­чей формы и строения предметов, то, с другой стороны, проведенные психолого-пе­дагогические исследования свидетель­ствуют о больших возможностях детей этого возраста в работе с цветом: – к четырем годам у ребенка доста­точно хорошо сформирован зритель­ный анализатор: дети способны раз­личать разнообразные цвета и оттен­ки, знать названия основных цветов и некоторых оттенков; – в этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению; – дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов. Очевидно, что способность ребенка пятого года жизни воспринимать цвет имеет для него большое практическое значение. Благодаря этому, даже самые несовершенные работы удаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения. Но отношение детей к цвету как к свойству, присущему данному пред­мету, неустойчиво. Поэтому, повторяя изображение какого-либо предмета, ребенок может изменить его окраску по своему вкусу. Лишь постепенно, к 5-6 годам локальный цвет некоторых предметов усваивается детьми как обязательный признак. Однако и в старшем возрасте сохраняется тенденция к выбору цвета независимо от реальной окраски изображаемого.
 
Кроме того, ученые считают, что у дошкольников наблюдается двойственное отношение к использо­ванию цвета в рисунке: – цвет как передача окраски изобра­жаемого; – цвет как украшение. При этом было установлено, что преобладание того или иного отноше­ния к цвету само по себе является показателем развития ребенка.
 
Поэтому для повышения эффективности изобразительной деятельности дошкольников необходимо: – создать в группе условия для их самостоятельных занятий рисованием с использованием палитры и побуждать к экспериментированию с цветом; – на занятиях рисованием научить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков; помочь овладеть приемами декоративного оформления уже созданного рисунка и научить украшать поверхность вы­лепленных изделий (процарапывание, печатание, налепы и др.); – способствовать проявлению и реализации в рисовании и лепке индивидуальных интересов и предпочтений детей и развивать способность к изобразительному творчеству, учитывая вышеизложенные задачи, также важно помнить, что в работе с детьми пятого года жизни внимание следует уделять фор­мированию у них интереса к цвету, желание действовать с множеством цветов и оттенков.
 
Использованная литература:
 Доронова Т. Занятия по изобразительной деятельности с детьми // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 8.
Егорова Н. Приглашаем к творчеству // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 1. – С. 3 Луканина О.В. – воспитатель ГБОУ № 606 ВОУ г. Москвы. 1-я квалификационная категория. Педагогический стаж – 23 года.
Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin
Просмотров: 1227 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz