ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4(2013)
ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ
НОД для подготовительной группы
Цель: 1. Закрепить и систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности. 2. Закреплять знания детей о причинах возникновения пожара, о мерах предосторожности при пользовании электрическими приборами. 3. Продолжать учить детей как нужно вести себя в нестандартных ситуациях. 4. Развивать умение и стремление оказывать помощь кому-либо в изучении и запоминании правил пожарной безопасности. 5. Развивать чувство ответственности за свои поступки. 6. Воспитывать потребность детей во взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу; воспитывать гордость за людей данной профессии. Предварительная работа: – рассматривание плакатов по пожарной безопасности; – чтение художественных произведений: Л. Толстой – «Пожар», «Пожарные собаки»; Б. Житков – «Пожар», «В дыму»; С.Маршак – «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; – рассматривание иллюстраций к ним; – беседа о профессии «пожарный». Материал: – иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций; – рисунки с изображением пожарного и пожарного оборудования; – костюм пожарного (для детей); – телефон; для эстафет – детский костюм пожарного, ведро детское, конусы (5 шт.), обруч, удостоверения пожарного (15 шт.), магнитофон, запись марша.
Х О Д Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И
В о с п и т а т е л ь. Ребята, вспомните, из каких книг эти строки: – «Море пламенем горит. Выбежал из моря кит: – Эй, пожарные, бегите, помогите, помогите!» (К. Чуковский. «Путаница»). – «Побежал по стульям с треском, вверх пополз по занавескам Стены дымом заволок, лижет пол и потолок». (С.Маршак «Пожар»). – «Когда народ рассмотрел, что Боб держал в зубах, то все стали громко смеяться, в зубах он держал большую куклу». (Л. Толстой. «Пожарные собаки»). – «Вдруг он увидел: напротив, в окне Мечется кто-то в дыму и огне». (С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»). – Что общего в этих произведениях? (В этих произведениях говорится о пожаре). – Что такое пожар? Мы сегодня с вами еще раз поговорим о правилах осторожного обращения с огнем, о людях, которым приходится бороться с огнем. – Ребята, а может ли огонь быть нашим другом? – Огонь – один из лучших друзей человека. Тысячи лет назад он согревал, защищал от диких зверей, помогал готовить пищу. И сейчас огонь – друг человека. – Может ли огонь быть нашим грозным врагом? (Если с огнем не дружить, он может превратиться в злобного врага). – Что может произойти, если огонь может выйти из-под власти человека? (Пламя пожара опасно для жизни людей. Чаще всего пожары случаются от неосторожных действий человека).
1. Знают все: человек без огня
2. Посмотрите, ребята, вокруг: Не живет ни единого дня! нам огонь повседневный друг! При огне, как при солнце, светло! Но когда мы небрежны с огнем, При огне и зимою тепло! Он становится нашим врагом…
3. Человеку друг – огонь,
4. Знайте, в гневе он сердится: Только зря его не тронь! Ничего не пощадит. Если будешь баловаться, Уничтожить может школу, То беды не миновать! Поле хлебное, твой дом. От огня несдобровать! И у дома все кругом! И взметнувшись до небес, Перекинется на лес.
5. Гибнут в пламени пожара даже люди иногда... Это помните всегда! – Не играйте с зажигалками и спичками. Только вначале интересно смотреть, как горят сухая трава и ветки. Скоро огонь станет сердитым и непобедимым. Если же стряслась беда, что тогда нам делать?
1. Не теряться никогда,
2. Сыпь песок, брось одеяло, Действовать умело! Чтобы все не запылало. Если близко телефон, Победить огонь сумей, И тебе доступен он, Докажи, что ты сильней! Нужно «ноль-один» набрать И пожарных позвать!
3. Если слаб огонь, скорей кружкою воды залей!
4. Если же большой огонь, дымом все объято, Выбегать из дома вон надо всем ребятам. – А кто знает, почему пожарной службе достался номер «01»?
– Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожар!» – Ваша задача – добежать до телефона, набрать номер пожарной службы и сообщить о пожаре в детском саду. А что еще нужно сообщить по телефону? (Дети по очереди выполняют задание). (Три мальчика уходят переодеваться) – Давайте еще раз вспомним правило, которое мы с вами знаем?
Д е т и. «Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер «ноль-один».
В о с п и т а т е л ь. Ребята, к нам пришли гости. Входят трое детей в костюмах пожарных.
П о ж а р н ы е. С огнем бороться мы должны, с водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? (Дети: «Пожарники»). П о ж а р н ы е. Здравствуйте, ребята! 1-й п о ж а р н ы й. К нам в пожарную часть пришло сообщение, что ребята из детского сада № 8 хотели бы стать юными пожарными. Это правда?
2-й п о ж а р н ы й. Мы слышали, что вы очень много знаете о нашей профессии. Это правда?
3-й п о ж а р н ы й. Скажите: какими должны быть пожарные? (Смелыми, храбрыми, сильными, находчивыми, сообразительными, ловкими).
1-й п о ж а р н ы й. Каких людей не возьмут в пожарные? (Ленивых, трусливых, слабых). 2-й п о ж а р н ы й. Что необходимо делать, чтобы стать пожарным? (Заниматься спортом, уметь слушать, быть добрым, много знать приемов по спасению людей).
3-й п о ж а р н ы й. Но чтобы стать пожарным, нужно еще и многое уметь. Мы проведем сегодня испытания, и если вы справитесь, мы примем вас в нашу команду, и вам будут выданы удостоверения юного пожарного. Вы согласны, ребята?
1-й п о ж а р н ы й. Правила пожарные без запинки знайте, Правила пожарные строго соблюдайте! 2-й п о ж а р н ы й. Пришло время показать свои знания и умения! Вот вам первое испытание. Назовите спецодежду пожарного. (Каска, специальный костюм). 3-й п о ж а р н ы й. А скажите, ребята, зачем пожарному каска? (Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет).
1-й п о ж а р н ы й. Работа пожарных трудная, тяжелая; при тушении огня они рискуют жизнью. Но работа пожарных нужна людям. Как вы считаете, для чего эта работа нужна людям? (Они тушат пожары, спасают людей, технику, вещи).
2-й п о ж а р н ы й. Ребята, а как вы думаете, почему возникают пожары? (Потому что не соблюдаются правила пожарной безопасности).
3-й п о ж а р н ы й. Правило первое касается каждого, правило это — самое главное! И на улице, и в комнате вы о нем, ребята, помните!
В с е п о ж а р н ы е (вместе). Спички не тронь, в спичках — огонь! Факел мальчик зажигает, Спички в стороны бросает, не успеет он уйти: «ноль-один» уже в пути. Хорошо запомни ты – спичек в руки не бери.
В о с п и т а т е л ь. Спички – наши друзья и помощники, но их нельзя зажигать и бросать горящими, ради забавы. Тогда они превращаются в злейшего врага человека. Давайте вспомним пословицы про спички.
1. Спички – не игрушка, огонь – не забава.
2. Спички не тронь, в спичках огонь.
3. Спичка – невеличка, а огонь – великан.
4. Коробка спичек хоть и мала, но может много причинить зла.
5. От маленькой искорки большая беда
В о с п и т а т е л ь. Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, хлопните в ладоши: книга, пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огонь, спички, «ноль-один», бинт.
1-й п о ж а р н ы й. Молодцы, ребята, отлично справились с задачей! Но впереди уже другое испытание! Мы вам приготовили загадки, вам нужно разгадать их. 1. Хоть и ростом невелик, а к почтению привык: Перед ним дубы и клены, и березы бьют поклоны. (Топор). 2. Ушки и дужка, под ними кружка. Пустое бренчит, полное молчит. (Ведро). 3. Из металла шея – шест, два крючочка – носа нет. Коль случается пожар, смело лезет в самый жар. (Багор). 4. Я рвусь повсюду напролом и называюсь просто … (лом). 5. Всем готова помогать: и копать, и засыпать. Как зовут меня, ребята? Догадались все? (Лопата). – Что это за предметы? (Это предметы противопожарного щита). – Какие предметы противопожарного щита мы еще не назвали? (Ящик с песком – во время пожара песком можно потушить огонь; кошма – когда ее накинешь на пламя, огонь потухнет; огнетушитель). – Как вы думаете, почему они все находятся на одном месте? – Мы рассмотрели все предметы на противопожарном щите. Как вы думаете, почему все предметы покрашены в красный цвет? (Эти предметы предназначены для тушения пожара). – Что взрослые могут делать этими предметами при возникновении пожара? (Ведром носить воду и заливать огонь. Топором вырубить часть охваченного огнем предмета, разбить окно или дверь, чтобы проникнуть в охваченное пламенем помещение. С помощью лопаты закидать огонь песком или землей). Эстафета «”Ноль-один” спешит на помощь» Взять ведро, бег «змейкой» между конусами, пролезть в обруч, «вылить» воду, потушить огонь, обратно – бег по прямой, передать ведро следующему участнику. 1-й п о ж а р н ы й. Все мы силы приложили, и пожар мы потушили. Было трудно, тяжело, но умение нас спасло. 2-й п о ж а р н ы й. Мы вам еще приготовили загадки, вам нужно разгадать их. 1.Живет в нем вся Вселенная, а вещь обыкновенная. (Телевизор). 2.Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник). 3.Полюбуйся, посмотри, полюс Северный внутри! Там сверкает снег и лед, там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму привезли из магазина. (Холодильник). 4.Идет пароход, то взад, то вперед, А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг). 1-й п о ж а р н ы й. Как можно одним словом назвать эти предметы? (Электроприборы). А теперь подумайте и назовите правила безопасного обращения с электроприборами. – Не пользуйтесь неисправными электроприборами; – не оставляйте без присмотра электроприборы; – не включайте в одну розетку несколько электроприборов; – не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками; – не ремонтируйте сами электроприбор; – не пользуйтесь приборами, если есть оголенные провода; – нельзя тянуть за электрический провод. 2-й п о ж а р н ы й (выставляет плакаты). Что забыли сделать хозяева, уходя из квартиры? (Включен утюг, кипит чайник, горит газ). 1-й п о ж а р н ы й. Электроприборы требуют осторожного обращения. В отсутствии взрослых детям пользоваться ими нельзя. 2-й п о ж а р н ы й. Правило второе легко запомнить можно: С электроприборами будьте осторожны! В о с п и т а т е л ь. Сейчас я зачитаю вам описание ситуации, которая может случиться с каждым, а вы расскажите, как бы поступили. «При просмотре телепередачи пропало изображение, а из телевизора пошел дым». Каковы должны быть ваши действия? – Отключить телевизор от сети. – Сообщить взрослым. – Вызвать мастера. В о с п и т а т е л ь. Хорошо, а вот как бы вы поступили в этой ситуации? «Вы находитесь дома, заметили, что на балконе начали гореть различные вещи». Ваши действия. – Сообщить в пожарную службу «01». – Тушить возгорание любыми подручными средствами (водой, мокрой тканью, землей из цветочных горшков). – Предупредить соседей с верхних этажей, позвать на помощь. «В детском садике веселом мы играем много лет И пожарным скажем прямо: для пожаров здесь запрет. Не включают дети плиток, в руки спичек не берут, Потому что все мы знаем, как тяжел пожарный труд».
1-й п о ж а р н ы й. Правило третье: топишь печь – за ней следи, никуда не уходи! Посмотрите на рисунки и скажите, что хозяева сделали неправильно? (Горит свеча рядом с занавеской, печь не прикрыта заслонкой, включена электрическая плитка).
В о с п и т а т е л ь. Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы будете хором мне отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Но будьте очень внимательны, так надо отвечать только в том случае, если такой ответ правильный. – Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре? (Это я, это я…). – Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар! Горим!» (Это я…). – Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем? – Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «ноль-четыре»? (Это я …). – Кто костров не разжигает и другим не разрешает? (Это я…). – Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички? (Это я…). – Признайтесь мне в том, кто из вас шалит с огнем? – Закончились наши учения. Вы показали свои знания, умения и взаимопонимание. Давайте вспомним еще раз правила поведения при пожаре.
2-й п о ж а р н ы й. Хочется верить, ребята, что полученные знания вы будете использовать всегда, не допускать никаких отступлений. Помните формулу безопасности, которая включает такие заповеди: – Предвидеть опасность. – По возможности избегать ее. – При необходимости действовать решительно и четко. – Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.
3-й п о ж а р н ы й. А за проявленную сегодня отвагу и смелость мы вручаем вам удостове
рения юного пожарного, вы усвоили все на «отлично»! Мы принимаем вас в нашу команду! (Звучит марш, пожарный вручает удостоверения). Пожарное дело – для крепких парней! Пожарное дело – спасенье людей! Пожарное дело – отвага и честь! Пожарное дело – так было, так есть!
|