СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
Переход от дошкольного детства к
школьному характеризуется принципиальным изменением места ребенка в системе
общественных отношений и всего его образа жизни. Поступление в школу –
переломный момент в жизни ребенка, появление у него нового образа жизни и условий
деятельности, нового положения в обществе и взаимоотношений с взрослыми и
сверстниками. Канун прихода в школу обрушивает на ребенка и его родителей массу
забот. Из них первоочередными являются буквально все – выбор будущего учебного
заведения и учительницы, которая будет опекать школьника на протяжении первых
лет учебы, посещение поликлиники для
сдачи анализов и сбор документов, а также покупка необходимых принадлежностей.
Но с началом учебного года эта
лавина проблем не уменьшается, потому что возникают новые вопросы. Как в
психологическом аспекте примет ребенка детский коллектив, и как у него сложатся
отношения с первым в жизни педагогом? Не будет ли ваш первоклассник часто
болеть, и насколько быстро он сумеет адаптироваться к новой среде?
Совершенно справедливо, что
психологи сравнивают сознание ребенка, поступившего в школу, с настоящим
революционным взрывом. Ведь для малыша резко меняется весь окружающий его мир –
режим дня, поведение. Словом, достаточно сильно ломается привычный образ жизни:
его существование уже не мыслится вне школы, без уроков, без обязательного
многочасового коллективного общения.
Отличительная особенность положения
начинающего школьника состоит в том, что его учеба является обязательной,
общественно значимой деятельностью. Главное, что изменяется во взаимоотношениях
ребенка, – это новая система требований, предъявляемых к первокласснику в связи
с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и его семьи, но и для общества. Его
начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы,
ведущей к гражданской зрелости.
Принципиально меняется социальный
статус дошкольника. Теперь он становится школьником, у него появляются новые
серьезные обязанности, для выполнения которых необходимы ответственность и
усидчивость. К первокласснику предъявляются и другие требования. В своем
поведении он должен соответствовать общепринятым школьным правилам, уметь
находить контакты со сверстниками, проявлять и развивать навыки
самостоятельности. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к новым
условиям у многих детей происходит нелегко, сопровождаясь болезнями. Дело в
том, что именно в этот период интенсивно физически развивается организм,
созревают основные психические процессы.
Но вместе с новыми обязанностями
школьник приобретает и новые права. Например, он может претендовать на
серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право
на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время и на тишину для
своей работы; он имеет право на отдых и на досуг. Получая за свой труд хорошую
оценку, он имеет право на одобрение со стороны окружающих, требует от них
уважения к себе и своим занятиям.
Исследования показывают, что маленькие
школьники в огромном большинстве случаев очень любят учиться. Социальный смысл
учения отчетливо виден из отношения маленьких школьников к отметкам. Они долгое
время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной
работы. Они любят и уважают учителя прежде всего за то, что он учитель, за то,
что он учит; кроме того они хотят, чтобы он был требователен и строг, так как
это подчеркивает серьезность и значительность их деятельности. При этом
социальная мотивация учения у младшего школьника настолько сильна, что он не
всегда стремится даже понять, для чего нужно выполнять то или другое задание –
раз оно исходит от учителя, дано в форме урока, значит, это нужно, и он это
задание будет выполнять как можно более тщательно.
Все дети испытывают трудности при
адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически,
испытывая так называемый «эффект неопределенности», связанный с совершенно
новой жизнью в школе, что вызывает у них тревогу и ощущение дискомфорта. Они
напряжены физически, поскольку новый режим ломает прежние стереотипы. Это
приводит к тому, что даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет
соблюдать правила и живет в условиях твердого режима, изменяется поведение,
ухудшается качество сна. Некоторые дети на новую ситуацию своей жизни реагируют чрезвычайно остро. У них
серьезно нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья, появляется
возбудимость, раздражительность. В некоторых случаях может развиться
невроз.
К сожалению, родители и учителя часто
сравнивают между собой детей с разными возможностями, не учитывая их
индивидуальные психофизические особенности. Ставя в пример ребенку, который
неважно учится, другого – более одаренного или трудолюбивого, взрослые подобным
образом пытаются повысить успеваемость первого, но вместо ожидаемого результата
это приводит к снижению его самооценки. Гораздо эффективнее действует сравнение
ребенка с самим собой: если ему сообщить о том, насколько он продвинулся по
сравнению с прежним уровнем, то это может оказать благоприятное влияние на его
самооценку и стать предпосылкой повышения уровня учебной деятельности.
Понятно, что ребенок, который пришел
в школу, уже научившись читать, вежливо вести себя и достаточно развитым
физически, гораздо легче перенесет нагрузки адаптационного периода первых дней учебы. Поэтому важно организовать
подготовку и воспитание детей таким образом, чтобы свести к минимуму
адаптационный период – осложнение физического и психического состояния, суть
которого кроется в психологической природе и находится в сфере социальных
отношений первоклассника с новым, окружающим его миром.
Взрослым, которые в данный ответственный
момент находятся рядом с малышом (учителям начальных классов и школьным
психологам), необходимо проявлять особую деликатность в общении с каждым из
детей, потому что это поможет снять ряд существенных стрессов, неизбежно
возникающих почти у каждого будущего первоклассника. Но, кроме того, есть
моменты социальной адаптации подготовки ребенка к школе, которые под силу
осуществить практически каждому из родителей.
Сегодня многие дети не посещают
детские сады, где их сверстников готовят к школе коллективно, поэтому родителям
надо подобрать формы для индивидуальных занятий с детьми в домашних условиях. Именно
папа и мама должны стать первыми учителями своего ребенка.
Приход ребенка в школу становится серьезным
испытанием не только для него самого. Новая пора жизни наступает и для его
родителей: ведь у них прибавляются новые заботы и новые хлопоты. Как сделать так, чтобы ребенок поменьше
уставал, не переутомлялся и вместе с тем не плелся в хвосте неуспевающих, как
избавить его от возникающих вредных привычек, порой связанных с появлением
страхов и неврозов, как организовать правильный досуг и разумный отдых? Что
предпринять, если ребенком вдруг овладевает замкнутость, он не находит
контактов с педагогом и сверстниками? Большинство ответов на эти вопросы можно
найти, правильно организовав дошкольный подготовительный период будущего
первоклассника. Более того: приобретенные им умения и приемы смогут затем
благотворно проявиться в самой учебе,
формируя интерес к ней, стремление к самостоятельной созидательной
деятельности.
Изменение образа жизни первоклассника
приводит к новым нагрузкам на его эмоционально-физическое и социальное
состояние. Но эти факторы не имеют, как говорят психологи, «фатального
значения» и могут быть скорректированы в процессе целенаправленного воспитания
и заботы о ребенке.