Главная
Регистрация
Вход
Пятница
27.06.2025
05:54
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Петросян А. С.Социальная ситуация развития в младшей школе
21.11.2013, 02:42

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 4(2013)


СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется принципиальным изменением места ребенка в системе общественных отношений и всего его образа жизни. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, появление у него нового образа жизни и условий деятельности, нового положения в обществе и взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Канун прихода в школу обрушивает на ребенка и его родителей массу забот. Из них первоочередными являются буквально все – выбор будущего учебного заведения и учительницы, которая будет опекать школьника на протяжении первых лет учебы,  посещение поликлиники для сдачи анализов и сбор документов, а также покупка необходимых принадлежностей.


Но с началом учебного года эта лавина проблем не уменьшается, потому что возникают новые вопросы. Как в психологическом аспекте примет ребенка детский коллектив, и как у него сложатся отношения с первым в жизни педагогом? Не будет ли ваш первоклассник часто болеть, и насколько быстро он сумеет адаптироваться к новой среде?


Совершенно справедливо, что психологи сравнивают сознание ребенка, поступившего в школу, с настоящим революционным взрывом. Ведь для малыша резко меняется весь окружающий его мир – режим дня, поведение. Словом, достаточно сильно ломается привычный образ жизни: его существование уже не мыслится вне школы, без уроков, без обязательного многочасового коллективного общения.


Отличительная особенность положения начинающего школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. Главное, что изменяется во взаимоотношениях ребенка, – это новая система требований, предъявляемых к первокласснику в связи с его новыми обязанностями, важными не только для него  самого и его семьи, но и для общества. Его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости. 


Принципиально меняется социальный статус дошкольника. Теперь он становится школьником, у него появляются новые серьезные обязанности, для выполнения которых необходимы ответственность и усидчивость. К первокласснику предъявляются и другие требования. В своем поведении он должен соответствовать общепринятым школьным правилам, уметь находить контакты со сверстниками, проявлять и развивать навыки самостоятельности. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к новым условиям у многих детей происходит нелегко, сопровождаясь болезнями. Дело в том, что именно в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают основные психические процессы.


Но вместе с новыми обязанностями школьник приобретает и новые права. Например, он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время и на тишину для своей работы; он имеет право на отдых и на досуг. Получая за свой труд хорошую оценку, он имеет право на одобрение со стороны окружающих, требует от них уважения к себе и своим занятиям.                                                          


Исследования показывают, что маленькие школьники в огромном большинстве случаев очень любят учиться. Социальный смысл учения отчетливо виден из отношения маленьких школьников к отметкам. Они долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Они любят и уважают учителя прежде всего за то, что он учитель, за то, что он учит; кроме того они хотят, чтобы он был требователен и строг, так как это подчеркивает серьезность и значительность их деятельности. При этом социальная мотивация учения у младшего школьника настолько сильна, что он не всегда стремится даже понять, для чего нужно выполнять то или другое задание – раз оно исходит от учителя, дано в форме урока, значит, это нужно, и он это задание будет выполнять как можно более тщательно.                          


Все дети испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически, испытывая так называемый «эффект неопределенности», связанный с совершенно новой жизнью в школе, что вызывает у них тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически, поскольку новый режим ломает прежние стереотипы. Это приводит к тому, что даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и живет в условиях твердого режима, изменяется поведение, ухудшается качество сна. Некоторые дети на новую ситуацию своей  жизни реагируют чрезвычайно остро. У них серьезно нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья, появляется возбудимость, раздражительность. В некоторых случаях может развиться невроз. 


К сожалению, родители и учителя часто сравнивают между собой детей с разными возможностями, не учитывая их индивидуальные психофизические особенности. Ставя в пример ребенку, который неважно учится, другого – более одаренного или трудолюбивого, взрослые подобным образом пытаются повысить успеваемость первого, но вместо ожидаемого результата это приводит к снижению его самооценки. Гораздо эффективнее действует сравнение ребенка с самим собой: если ему сообщить о том, насколько он продвинулся по сравнению с прежним уровнем, то это может оказать благоприятное влияние на его самооценку и стать предпосылкой повышения уровня учебной деятельности.


Понятно, что ребенок, который пришел в школу, уже научившись читать, вежливо вести себя и достаточно развитым физически, гораздо легче перенесет нагрузки адаптационного периода первых  дней учебы. Поэтому важно организовать подготовку и воспитание детей таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период – осложнение физического и психического состояния, суть которого кроется в психологической природе и находится в сфере социальных отношений первоклассника с новым, окружающим его миром.  


Взрослым, которые в данный ответственный момент находятся рядом с малышом (учителям начальных классов и школьным психологам), необходимо проявлять особую деликатность в общении с каждым из детей, потому что это поможет снять ряд существенных стрессов, неизбежно возникающих почти у каждого будущего первоклассника. Но, кроме того, есть моменты социальной адаптации подготовки ребенка к школе, которые под силу осуществить практически каждому из родителей.


Сегодня многие дети не посещают детские сады, где их сверстников готовят к школе коллективно, поэтому родителям надо подобрать формы для индивидуальных занятий с детьми в домашних условиях. Именно папа и мама должны стать первыми учителями своего ребенка.


Приход  ребенка в школу становится серьезным испытанием не только для него самого. Новая пора жизни наступает и для его родителей: ведь у них прибавляются новые заботы и новые хлопоты.   Как сделать так, чтобы ребенок поменьше уставал, не переутомлялся и вместе с тем не плелся в хвосте неуспевающих, как избавить его от возникающих вредных привычек, порой связанных с появлением страхов и неврозов, как организовать правильный досуг и разумный отдых? Что предпринять, если ребенком вдруг овладевает замкнутость, он не находит контактов с педагогом и сверстниками? Большинство ответов на эти вопросы можно найти, правильно организовав дошкольный подготовительный период будущего первоклассника. Более того: приобретенные им умения и приемы смогут затем благотворно проявиться  в самой учебе, формируя интерес к ней, стремление к самостоятельной созидательной деятельности.


Изменение образа жизни первоклассника приводит к новым нагрузкам на его эмоционально-физическое и социальное состояние. Но эти факторы не имеют, как говорят психологи, «фатального значения» и могут быть скорректированы в процессе целенаправленного воспитания и заботы о ребенке.


 



Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin | Теги: танец попой
Просмотров: 905 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz