ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4(2013)
Расщепляева Татьяна Анатольевна – педагог-психолог ГБОУ д/с № 1527 ВАО г. Москвы. 1-я квалификационная категория. Педагогический стаж работы – 4 года. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
УЧИМ ДОШКОЛЬНИКОВ МЫСЛИТЬ ТВОРЧЕСКИ
«Дети – исследователи, изобретатели, фантазеры,
и нужно представить им возможность широко
проявлять эти стороны их существа» (А.К. Шеллер)
Окружающий нас мир быстро меняется, стремительно происходит накопление информации, постоянно в каких-то областях необходимо обновление специальных знаний. В школах у детей востребованы достаточно высокое интеллектуальное развитие, задатки теоретического мышления, развитость произвольного воображения, умение решать задачи творческого характера. Сегодняшняя традиционная система образования требует серьезной перестройки, так как она носит информационно-репродуктивный характер, формируя человека-исполнителя. А обществу в современных условиях нужна творческая личность с методологическим, системным, творческим мышлением. Превращение ребенка в творческую личность во многом зависит от технологии педагогического процесса. Нужно ребенку не рассказывать способ действия или правило, а так организовать его собственную деятельность, чтобы он сам закономерно и неотвратимо пришел к последовательности решения задач. В связи с этим в процессе обучения детей широко распространение получили адаптированные мыслительные технологии – развитие творческого воображения (РТВ) и теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), которые активизируют и ускоряют процесс развития творческого мышления.
ТРИЗ – это не едва ли единственная в мире системная теория обучения творчеству. Автором-основателем, а скорее – «отцом» ТРИЗа является Генрих Саулович Альтшуллер, который проявлял свои изобретательские способности с детства и первое авторское свидетельство на изобретение получил в возрасте 17 лет. Среди его изобретений – катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемет, скафандр. В 1945 г. он взялся за систематизацию научной технологии творчества. Его последователи-ученики продолжили это направление, активно создавая методические рекомендации по использованию ТРИЗа в работе с детьми. Начинается новый день. Какой он сегодня? Радостный или тревожный, хлопотный или сложный? Еще не знаю, но знаю точно, что интересный и творческий, потому что я спешу к моим детям! Не случайно у педагогов детского сада все дети «мои». Потому что каждого малыша воспринимаешь, как своего, с его тревогами и волнениями, радостями и удивлениями. Вот и сегодня я только открыла дверь сада, как слышу детские голоса. Начинается мое путешествие по группам. У самых маленьких воспитанников больше внимания уделю тем детям, которые сложно адаптируются, еще плачут по утрам.
Первое «средство» от слез – обнять, прижать к себе и просто пожалеть. Ведь прежде чем начинать воспитывать и учить, надо уметь просто ЛЮБИТЬ тех, кого доверили тебе родители. В старшей группе ребятишки уже бегут навстречу с предложением поиграть, и я с радостью откликаюсь на него. Ведь в игре я не только выполняю игровые действия, играю роль, но и провожу диагностику, сообщаю что-то новое, учу правилам общения друг с другом, создаю проблемную ситуацию, из которой мы все вместе ищем выход. А что мне в этом помогает? Мы с нашими педагогами нашли такое «универсальное» средство: технология ТРИЗ. Неважно, где ты находишься: в спальне, на прогулке, в игровой аудитории или в музыкальном зале. Ведь ТРИЗ-игру можно проводить и без наглядного материала, то есть – словесно. Однажды заглядываю утром в группу и вдруг слышу сетования: «Не жизнь, а сплошные расстройства!» Внимательно прислушиваюсь к интонации и понимаю, что игра началась. «И в чем же заключаются твои расстройства?» – спрашиваю я, специально не обращаясь по имени к ребенку. Прищурив глаза и загадочно улыбаясь, Вика начинает рассказывать свою историю-загадку: – Вчера мне было очень весело! Оксана и Вероника меня катали в коляске, причесывали, лечили, кормили сто тысяч раз мороженым, шоколадом и сосиской в тесте. А сегодня утром все не так! Петя положил меня в грузовик вверх ногами, да так, что я потеряла свои туфельки. Потом меня возили по группе, пока я не оказалась внутри тесной, темной коробки. Какой ужас! Кажется, у меня отломалась рука! Но вдруг – радость! – стало светло и свежо. Я увидела любимую Татьяну Александровну. Наконец-то рука на месте, туфельки тоже. Даже и прическу поправили. Теперь я сижу высоко, и Петя меня не достанет. Скорей бы пришли Оксана с Вероникой! Уж очень хочется мороженого! – Татьяна Анатольевна, вы узнали, кто это? – Робко, почти не глядя в глаза, спрашивает Вика. Ну как тут не узнать, ту самую куколку, которая так до сих пор и сидит в группе на шкафу на верхней полке! Такие игры в эмпатию даются не сразу! Тем более если в них никогда не играли раньше. А здесь и Петя подошел с другими мальчиками, наша игра продолжилась. Предлагаю ребятам игру «Жители города Кисельска», в котором случилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо – кисель.
И его было так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Как помочь жителям? Нужно придумать, как можно использовать кисель. Чего только ни предлагают наши юные фантазеры: откачать шлангами по чашкам, подождать, когда все высохнет, закопать, накормить жителей других городов или просто не разрешать варить кисель сразу всем жителям. А как интересно дети решают проблемные ситуации. Например, Буратино уронил ключик в болото, Тортилы рядом не оказалось. Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но сделать этого он не может. Он деревянный и сразу же всплывает на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации. Я часто стараюсь использовать в работе различные методы синектики, типовые приемы фантазирования, мозговой штурм, метод фокальных объектов. При составлении сказок, пользуясь методом каталога, происходит снятие психологической инерции и ломки стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места действия. Это помогает детям развивать речь, творческое мышление, а главное – не бояться мечтать, фантазировать, отвечать. Ведь любой ответ принимается. Мое путешествие продолжается.
И я уже в подготовительной группе у самых старших ребят. Кажется, что им до школы еще далеко, а на самом деле – совсем близко. И надо успеть решить возникшие проблемы, нерешенные вопросы, развеять тревоги родителей будущих первоклассников. Следующая ступенька развития – неизведанная, интересная, но и непростая. И маленькому ученику обязательно надо помочь пережить этот переход от детства во взрослую жизнь, осознать свою новую социальную роль. Те ребята, которые уже способны сочувствовать, умеют распознавать настроение окружающих и правильно выражать свои эмоции, очень легко выходят из конфликтных ситуаций, адекватно реагируют на замечание взрослых и просьбы товарищей. И это радует, ведь впереди школа. Осталось всего нечего, как им придется адаптироваться к новым детям и учителю. Для решения задач преемственности и непрерывности образования между ступеньками детского сада и школы один из блоков данной работы посвящен проблеме развития творческого мышления, речи и воображения. Ведь учителям важно увидеть в первокласснике не только знание букв, умение читать и считать, но и хорошо развитую речь, умение сочинять, фантазировать.
На основании обследования уровня речевого развития детей мною были выявлены следующие проблемы: – низкий уровень развития словаря дошкольника; – трудности в усвоении грамматического строя речи; – определенные трудности в обучении детей рассказыванию (по картине, по серии сюжетных картинок; рассказы описательного характера; рассказы из личного опыта). Рассказы детей фактически являются вариантом образца рассказа воспитателя, у них теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Как помочь детям и заинтересовать их такой формой работы?
Для обучения детей составлению рассказов по картинам ТРИЗ предлагает проводить работу по этапам: – определение объектов на картине; – установление взаимосвязей между объектами на картине; – составление сравнений, загадок, метафор по картине; – представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств; – составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины; – определение местонахождения объектов на картине; – составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения; – описание объекта с изменением его характеристики во времени; – понятие о смысловых характеристиках картины. Разве это не чудо?
Дети на занятиях с использованием ТРИЗ и РТВ – не маленькие «роботы», поднимающие и опускающие руки, они – первооткрыватели, изобретатели, личности, которые могут задавать взрослому любой вопрос, могут воображать. Они не боятся вести поиск и ошибаться. На таких занятиях дети раскрепощены, снимается «психологическая перегрузка», повышается самооценка. ТРИЗ помогает сохранить в ребенке волшебника. А что, игра заканчивается в детском саду? Или творчество в школе не приветствуется? Учителей сложно вернуть в детство и заставить играть. Да и как это сделать на уроке? И здесь на помощь приходит опять ТРИЗ. Ведь это не только увлекательная деятельность, с его помощью можно решать множество учебных задач. Например, игры «Снежный ком» и «Волшебный мешок слов» активизируют и обогащают словарь детей, способствуют развитию коммуникативных навыков. Многие игры учителя с удовольствием взяли на вооружение. Чем это не преемственность? Услышать друг друга, найти общие проблемы и совместные способы их решения. Современный педагог не может не понимать значимость и необходимость тесного сотрудничества педагогов ДОУ и школы. А как же родители? Разве они останутся в стороне? Ведь быть родителем первоклассника не менее сложно, чем самому сидеть за партой. Трудно пока представить родителям, что дерево может быть усатым, телевизор – булькающим, а цветок – прокисшим или жидким. А детям уже не трудно. Ох, уж эти взрослые! Хоть на миг бы они забыли обо всех житейских проблемах и пустились с нами в мир сказок, фантазий и открытий! А об этом мы расскажем в следующей статье.
|