КРАСОТА ВОКРУГ НАС
очерк
Какая роль восприятия красоты
в формировании личности ребенка, и насколько это нужно? Как же помочь
рассмотреть малышу сложный, но вместе с тем такой интересный окружающий нас
мир?
Красота вокруг нас… Она
возникает в нашей жизни с радостью пробуждения, а когда мы открываем глаза, она
поглощает наше восприятие и завораживает своей неповторимостью. Как же помочь
научить радоваться таким простым и прекрасным вещам: лучику солнца на любимой
подушке, росе на тоненькой, нежной, весенней травке или хрустящей корочке
снега, или просто началу нового неповторимого по своим ощущениям и восприятию
дня?
Важным профессиональным качеством
педагога является его способность к педагогическому творчеству. Творческая
индивидуальность педагога, его культура и профессионализм, индивидуальный
подход к работе в меняющихся условиях –
все это дает возможность говорить о педагогической деятельности как о
творческом процессе. Творчество педагога – основа его профессионального мастерства. При этом
необходима постоянная сосредоточенность, непрерывный поиск новой информации,
эффективных средств современного обучения и воспитания, в том числе – с учебным
телевидением и компьютерными технологиями.
Творческая деятельность – это важнейшее
условие утверждения нравственного формирования личности. Благодаря творчеству
обогащается ее эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности и
наклонности. Творческая деятельность способствует тому, что в детском моральном
облике преобладают положительные качества.
Центральных фигурой образовательного
процесса был и остается педагог. Он является организатором активной
учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности
детей. Но нельзя ограничивать воспитание и обучение ребенка только его
пребыванием в образовательных учреждениях. Огромное значение имеет семья и
пример близких людей. Малышам
свойственно копировать тех, кто им ближе всего. Поэтому воспитывая, взрослым необходимо повышать
уровень собственной культуры, чтобы передавать своим детям (соответственно их
возрасту) необходимый уровень знаний, соответствующий их восприятию. Только
двигаясь в русле одного духовного направления «педагог – семья» можно достичь
желаемого результата в воспитании детей.
Взрослый человек является
проводником маленького созидателя по жизни, и от его восприятия и ощущения, а
также от культуры передачи его познаний зависит начинающая формироваться
детская личность. Каждый взрослый должен осознавать ответственность за
подрастающее поколение, вот от этого и зависит культура нации, красота и
духовность русского народа. Задача педагога – подкорректировать
и направить воспитательный процесс родителей. Сейчас много говорится о
воспитании и образовании, освещается работа передовых дошкольных учреждений и
передовых педагогов, это необходимо для передачи положительного опыта и для
совершенствования педагогического процесса.
Каждый ребенок по-своему
прекрасен и является совершенным творением природы, как и все созданное ею
окружающее нас. Наша задача, как взрослых и более опытных, – направлять по жизни и развивать будущего человечка. Но
если человек взрослый, то это не значит, что он все умеет и знает, ни в каком
возрасте не мешает обогащать свой внутренний мир, быть открытым для получения
новой и интересной информации. Мир так велик и совершенен, а жизнь так быстро
проходит, что не стоит терять драгоценное время: совершенствуйтесь сами и
совершенствуйте других. Мы, взрослые, обычно бываем очень зажаты бытовыми
делами, и, конечно, жизненная рутина поглощает, но что может быть прекрасней
проведенного вместе семейного выходного дня в лесу! Как будет доволен ребенок,
ведь он является маленькой крупинкой большого механизма природы, его восприятие
гораздо острее, он отметит то, что взрослый считает как само собой
разумеющееся. Ведь не зря говорят, что дети ближе к природе.
В каком восторге ребенок,
который приходит утром в детский сад, рассказывает о проведенных выходных
вместе с любимыми родителями. Нет ничего прекраснее восторженных глаз малыша,
наполненных любовью к близким. Именно во время этой духовной близости и
происходит передача умений и навыков от старшего поколения младшему.
А кто из взрослых может
сказать, что обращал внимание на то, как дрожит капля дождя на паутинке? Зато
для маленького человечка каждое время года незабываемо и прекрасно, ведь все,
что он видит, – это впервые в его жизни, и он искренне радуется этому и
ликует.
Проживая в мегаполисе, мы
испытываем недостаток общения с природой, но если появляется возможность
вырваться из бетонного плена, ее обязательно нужно использовать, ведь в этом
столько положительных моментов. Природа незаметно одарит вас ощущением единения
и одухотворения. Согласитесь, что, приходя домой после лесной прогулки, у вас
возникает какое-то глубокое чувство духовного насыщения, его трудно описать,
оно идет изнутри, и в нем растворяешься полностью. Это красота, которая
находится внутри нас. Наш быт заглушает ее, поэтому так редки и приятны моменты
общения с природой.
А какие необыкновенные цвета
подобрала природа и разукрасила ими своих обитателей! Вот где незабываемое
сочетание цвета, богатая палитра, широта восприятия. Например, осенние листья:
какие краски, какое сочетание цвета, неповторим каждый оттенок. А как искрит
снег на солнышке, будто россыпь драгоценных камней, случайно рассыпанных. А море,
его восторг, смена настроения, сила эмоций, и это можно перечислять бесконечно.
Задумайтесь, какая сила красоты создана природой, на мой взгляд, ничто не может
сравниться с этим совершенством. Научитесь это замечать, возможно, вы видите,
но усталый взгляд, к сожалению, не всегда может быть адекватен и способен
уловить неповторимость момента.
После выхода в лес самое
время зарисовать увиденное, продлив тем самым знакомство с миром прекрасного.
Это не только обогатит знания ребенка, но и повысит эмоциональное настроение.
Вот брюшко мухи искрилось на солнышке.
«Посмотри, мама, –
скажет малыш, – какой
изумрудный цвет я подобрал, как у мухи, сидящей в лесу на листике». И это
прекрасно, пусть экспериментирует, пусть играет цветом, ведь это самое
захватывающее в изобразительной деятельности – добиваться желаемого оттенка.
Изображение приобретает объем, образ становится
сложным и законченным, состоящим из разных мелких дополняющих элементов.
Какое чудо способны
создавать краски: это и передача настроения, и выражение личного отношения, и
целая гамма эмоций маленького человечка, и все это может прочесть опытный
педагог в детской работе. Здесь вы увидите не только предпочтения, но и даже
возможное выражение негатива, что необходимо сразу взять на заметку. И если
возникли в рисунке ребенка образы, настораживающие вас, то необходимо обратится
к помощи психолога, педагог-психолог поможет найти нужные приемы и обратит
внимание на возможное упущение в воспитательно-образовательном процессе.
Каждый момент детского творчества
прекрасен и неповторим, он несет в себе пережитые эмоции маленького
человечка от восприятия окружающей
действительности. Отнеситесь к этому с пониманием и воспитывайте чувство
прекрасного в ребенке. Ведь, чтобы отразить свою задумку на листе бумаги, нужны знания, а получение их зависит от нас с
вами – взрослых. Посмотрите, что получается, а ведь мы всего лишь посмотрели
вокруг. Учитесь радоваться красоте и учите этому своих детей, ведь она рядом,
только протяните руку.
Каждому человеку нужен выплеск
эмоций, так устроена наша психика, если этого не происходит, то возможно
проявление различных заболеваний. А как вы думаете, насколько маленькому
человечку необходима эмоциональная разрядка? Ведь он не может, как взрослый,
умело регулировать своими эмоциями, что же творится в его внутреннем мире? Нам
об этом можно только догадываться или, если удастся, вспомнить себя – какими мы были? Маленький человечек… Насколько сложен его
внутренний мир, насколько он позволяет нам проникнуть туда? На первый взгляд –
это ребенок, а если разобраться глубже, то это очень
сложный психологический механизм с множеством эмоциональных переплетений. Мы не
всегда можем быть рядом и помочь решить ребенку свои переживания. В этом нам
поможет творчество, где настолько широк круг яркого выражения детской мысли. И
задача взрослого – не пропустить момент
необходимой помощи ребенку, придти в сложное время личностных переживаний для
малыша.
Очень важно достигать взаимопонимания
при работе с детьми, причем это важно как для педагога, так и для маленького
человечка. Положительная энергетика, которая возникает во время
занятия, притягивает внимание ребенка, она способствует процессу восприятия и
отображения полученных знаний. Ребенок не только должен уважать взрослого, но и
иметь возможность довериться ему, не бояться, а испытывать чувство защищенности
и комфорта во время общения. При возникновении сложности взаимопонимания, в
первую очередь, на взрослом лежит ответственность за происходящее, так как
именно мы – взрослые в ответе за подрастающее поколение.
Развивающее обучение направлено на том,
чтобы дети учились творчески, получали знания, приобретали умения слушать и
слышать, осмысленно относиться к своей работе и самостоятельно использовали
полученные знания. Такое обучение качественно меняет отношение воспитателя к
ребенку, поднимая его на более высокий уровень отношений сотрудничества. Это
залог комплексного решения всех возникающих проблем. Богатство содержания
образования, разнообразие методов работы воспитателя дают возможность
обеспечивать многообразие видов деятельности учащихся, позволяют воспитателю
наблюдать каждого ребенка индивидуально
в плане успешности его обучения и развития. Добрые, доверительные
отношения между взрослым и ребенком, насыщенные положительными эмоциями,
атмосфера увлеченности детей учением – все это позволяет каждому малышу
реализовать себя в творческой и образовательной деятельности.
Воспитатель помогает малышу не спеша,
робкими шажками познавать этот сложный, но очень красивый мир. Дети нуждаются в
постоянной заботе и внимании, это наше будущее, и то, что будет вложено в них,
то мы с вами увидим в завтрашнем дне. И пусть нас и наших детей окружат
красота, которую мы должны сохранить, приумножить и донести до следующих
поколений.