ЗНАКОМСТВО С КИТАЕМ.
ПРАЗДНИК ЛУНЫ И УРОЖАЯ
для подготовительной
группы
НОД в образовательной
области «Познание»
Задачи:
–
расширять
кругозор детей, продолжать знакомить детей с Китаем;
–
познакомить
детей с праздником Луны и урожая;
– воспитывать
познавательную активность, интерес к культуре китайского народа.
Интеграция
образовательных областей: «Познание»,
«Социализация»,
«Коммуникация».
Оборудование: оформление зала с изображением Луны в центре занавеса, костюм Воздушного
Змея, блюдо с фруктами, пластилин, пряники, костюм повара, фонозаписи китайской
музыки.
Х О Д Н О Д
Дети входят в зал и
садятся на места.
В
о с п и т а т е л ь. Ребята, какое сейчас время года? (Осень).
–
А
как вы узнали, что осень, а не зима и не лето? (Ответы детей).
В
о с п и т а т е л ь. Молодцы! Землю украшает осень золотая,
Разукрасит
красками наш осенний сад!
Листья
разноцветные задрожат от ветра,
В воздухе
закружатся, на землю полетят.
Звучит
китайская музыка, в зал влетает воздушный змей с нарисованными глазами, носом,
ртом.
В
о с п и т а т е л ь. Ой, что это такое? Кто это к нам прилетел?
В
о з д у ш н ы й з м е й. Я – воздушный
змей! Прилетел к вам из страны, которая называется Китай.
В
о с п и т а т е л ь. Какой ты нарядный и красивый!
В
о з д у ш н ы й з м е й. Конечно, ведь
я прилетел прямо с праздника урожая!
В
о с п и т а т е л ь. Как же ты, воздушный змей, у нас оказался?
В
о з д у ш н ы й з м е й. Очень просто.
Ребята на празднике запустили меня. Ветер подул, и я полетел высоко-высоко,
далеко-далеко. Перелетел через горы, через реки и оказался у вас в городе.
В
о с п и т а т е л ь. Расскажи нам, Змей Воздушный, где ты побывал?
Расскажи нам, Змей Воздушный, что
ты повидал?
В
о з д у ш н ы й з м е й. Над лесами я
летал,
Осень золотую
повстречал.
Осень лес разрисовала,
Золотинкой украшала,
Из листвы гирлянды
поразвесила,
Хорошо теперь в лесу и
весело.
В
о с п и т а т е л ь. Да – осень красивое время года.
Расскажи нам, Змей Воздушный, где
еще ты побывал?
Расскажи нам, Змей Воздушный, что
еще ты повидал?
В
о з д у ш н ы й з м е й. Дальше над
полями я летал,
Очень много там людей я
повстречал:
Собирают люди репу да
капусту,
В закромах чтоб на зиму не
было бы пусто.
В
о с п и т а т е л ь. Да, люди осенью собирают урожай.
Расскажи нам, Змей Воздушный, где
еще ты побывал?
Расскажи нам, Змей Воздушный, что
еще ты повидал?
В
о з д у ш н ы й з м е й. Пролетал я над
горами,
Даже выше тучи,
Видел я, как поливает,
Дождь горные кручи.
В
о с п и т а т е л ь. Дождь у нас тоже льет.
Ждали мы, когда же он пройдет.
А
у нас дети тоже готовятся к празднику осени и уже знают песню про дождик.
Дети
поют песню про дождик.
В
о с п и т а т е л ь. А куда ты теперь полетишь, Воздушный Змей?
В
о з д у ш н ы й з м е й. Мир мечтаю
посмотреть,
Целый свет хочу я
облететь.
В
о с п и т а т е л ь. Постой же, Воздушный Змей. Ты же сказал, что в Китае
Праздник урожая, мы хотим посмотреть, возьми нас, пожалуйста, с собою в Китай!
Дети
вместе с Воздушным Змеем отправляются в Китай (садятся).
В
о с п и т а т е л ь. Спасибо. А теперь ты куда?
В
о з д у ш н ы й з м е й. А теперь я
дальше полетел,
У меня, ребята, много дел.
Змей
улетает.
В
о с п и т а т е л ь. По дороге Воздушный Змей рассказал мне, что в середине
осени китайцы отмечают праздник Луны и Урожая. Что же происходит в этот день? В
этот день китайцы поклоняются Луне. Почему?
Еще
в древности существовала легенда, что на Луне живет нефритовый заяц и лунная
дева. Нефритовый заяц толчет в ступке лекарственные травы и корешки, а Лунная
дева печет «лунные лепешки» с начинкой. А начинка как раз из целебных трав и
кореньев, которые толчет заяц.
Китайцы
считали, что Лунная дева присылает им с Луны целебные лепешки, которые приносят
здоровье и счастье.
Дети
смотрят на Луну (висит на занавесе в зале) и загадывают желание.
Потом
Луне приносили угощение из фруктов и ставили у окна. Фрукты обязательно должны
были быть круглыми как Луна: это яблоки, персики, виноград.
Воспитатель
ставит около Луны блюдо с фруктами.
И
еще китайцы обязательно вспоминают нефритового зайца, они либо его рисуют в
этот день, либо делают из глины и тоже ставят на окно, где светит Луна.
Дети
подходят к столам, делают изображение зайца методом размазывания пластилина по
картону.
Готовые
работы дети кладут на стол рядом с изображением Луны.
В
о с п и т а т е л ь. При такой яркой, круглой и полной Луне и урожай был
отличным.
Вечером
начинается празднование. При свете Луны китайцы читают стихи.
Чтение
стихотворения (перевод с китайского).
А
потом начинаются танцы. Китайцы исполняют танцы львов, драконов и другие
необычные танцы.
Девочки
исполняют танец с зонтиками.
Ну
и, конечно, угощались лунными лепешками, которые ждали от Лунной девы. Только
современные китайцы пекут круглые пряники с фруктовыми начинками: яблочной,
персиковой, вишневой.
– А вы, ребята, хотели бы попробовать
лунных лепешек? (Да).
–
Но сначала я хотела спросить у вас, что же
вы узнали о празднике Луны и Урожая? (Ответы
детей).
–
-Молодцы!
Но где же лепешки?
Стук.
Входит китайский повар, приносит пряники с фруктовой начинкой для детей и
гостей.
Дети
под музыку покидают Китай и уходят в группу.