ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Седова Людмила Васильевна – учитель-дефектолог ГБОУ д\с компенсирующего вида № 1898 ВАО г. Москвы. Педагогический стаж – 25 лет. Высшая квалификационная категория. Почетный работник общего образования РФ. Награждена Почетной грамотой Департамента образования г. Москвы. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Речь во всем ее видовом многообразии является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения детей. Формирование устной речи у детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) представляет собой сложный и длительный процесс, часто вызывая значительные трудности в обучении.
Это обусловлено рядом причин: – недоразвитием основных компонентов языковой системы (лексического, грамматического, фонетико-фонематического) и ограниченными возможностями детей с ЗПР – недостаточной сформированностью произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) сторон речи (у детей наблюдаются сложности в организации и выстраивании в логической последовательности собственных высказываний, их языковом оформлении, бедный словарный запас, в свободной речи – смысловые пропуски, аграмматизмы); – психологическими особенностями детей и наличием у них отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Речь, являясь средством усвоения общественно-исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности и выполняет познавательную функцию. С помощью языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием следующих поколений. Познавательный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в самой разнообразной деятельности. Все виды деятельности дошкольника – игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяют мобилизовать его познавательные возможности, а, значит – развить их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преображать его. Чтобы все это произошло, любая деятельность должна быть соответствующим образом организована. Для этого в работе с дошкольниками с ЗПР прежде всего четко определяется цель, продумываются способы ее достижения, планируется последовательность действий, а именно – система коррекционной работы с детьми. В нашем дошкольном образовательном учреждении во всех группах используется задачный принцип программно-целевого планирования, позволяющий интегрировать содержание образования на основе задач развития детей.
Сначала ставятся определенные задачи развития ребенка, а затем разрабатываются формы организации образовательного процесса (за основу берутся определенные лексические темы, конкретизируются цели каждого занятия, продумывается организация развивающей среды). Для закрепления полученных знаний, умений и навыков мной активно привлекаются родители моих воспитанников. Хотелось бы поделиться такой формой работы по развитию коммуникативных навыков, а именно – по формированию связной речи и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в русле придумывания, составления сказок по изучаемым лексическим темам. Сказка в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя ему лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для развития, поскольку через сказочные образы я, как педагог, нахожу пути к эмоциональной сфере каждого ребенка. Сначала дети просто слушали увлекательные истории, переживали вместе с героями все их необыкновенные приключения и в то же время упражнялись в решении целого ряда сложных интеллектуальных задач: учились рассуждать, логически грамотно высказывать свои мысли, строили элементарные умозаключения. А затем детям предлагалось более сложное задание: самим придумать сказку о любых предметах одежды, посуды, мебели, бытовых приборах, продуктах питания, о перелетных и зимующих птицах, диких зверях, насекомых, профессиях людей и многом другом. Первоначально у детей придумывание вызывало определенные трудности – дошкольники не могли правильно построить свое высказывание, что выдавало несформированность внутреннего программирования их мыслей, недостаточную развитость воображения и умения фантазировать. Поэтому мной придумывалось начало сказки, а потом совместно с ребятами создавалось ее окончание, или наоборот: рассказывался конец, а дети сочиняли начало и продолжение. Конечно, эта увлекательная форма развития у детей коммуникативных навыков была предложена и родителям воспитанников.
Предлагаю вашему вниманию некоторые из сказок такого совместного творчества
Фрукты – спортсмены
В веселой сказочной стране жили фрукты, которые очень любили заниматься спортом. Как-то раз Груша пошла на стадион, где совсем скоро должны были начаться соревнования по скейтбордингу командами Яблок и Груш. Одна из Груш была очень быстрая и обогнала всех, заняв первое место. Ей вручили золотую медаль и приз. Команда Яблок проиграла соревнования, но не огорчилась, а вернулась в спортивный зал, чтобы еще больше тренироваться и в следующий раз обязательно победить. На следующий день состоялись велосипедные гонки между Бананами и Сливами. В этих гонках победила команда Слив. Все фрукты их поздравляли, а Бананы испытали горечь поражения, но были рады за победу Слив.
Семья Миши Голенищева
Как платье захотело попасть на бал
В одном сказочном королевстве жило-было платье. Оно было такое бедненькое, некрасивое, и никто не обращал на него никакого внимания. Однажды в королевстве объявили бал. Платье очень хотело попасть на бал, но никто его не пускал. Оно так сильно огорчилось и печально шло по улице. И вдруг платье увидело вывеску «Ателье». Зашло платье в Ателье и рассказало швее о своем желании. Швея украсила платьице кружевами, лентами, рюшами и красивым бантом. И стало платье краше всех на свете. Пошло оно на бал, и все восхищались его красотой.
Семья Алены Дрегниной
Старое пальто
В старом заброшенном доме на окраине города стоял старый-престарый платяной шкаф. Каких только вещей он в себе ни хранил. Здесь были и шляпы, и костюмы, и перчатки, и брюки, но самым необычным было старое, потертое временем пальто. Как рассказывают люди, эта вещь принадлежала злому волшебнику. Темными ночами в этом черном пальто злой волшебник ходил по городу и собирал игрушки, которые ленивые дети не убирали на место. Это были непослушные дети. Но как только все городские дети стали убирать игрушки, злой волшебник остался без работы и исчез. Осталось только старое черное пальто, в карманах которого до сих пор можно найти детские игрушки. Семья Саши Грунцева Красные туфельки Жила-была маленькая девочка Луиза. У нее были очень красивые чудесные красные туфельки. Они были блестящие, лакированные, с тонкими ремешками и застежкой. Девочка росла, росла, и туфельки стали ей малы. Но девочке совсем не хотелось с ними расставаться. Луиза отнесла их к доброй фее, и она сделала так, что туфельки стали расти вместе с девочкой. И Луиза никогда с ними не расставалась.
Семья Сони Журавлевой
Охотничьи сапоги
Жили-были охотничьи сапоги. Это были большие зеленые сапоги с длинными голенищами, которые Хозяин надевал на охоту. И где только они ни бывали! Ходили по лесам, по полям, по болотам. Не раз спасали сапоги хозяина от сырой промозглой погоды. Но вот однажды на опушке леса хозяин столкнулся со свирепым кабаном. Кабан своими острыми клыками разодрал один сапог и убежал в чащу. Но хозяин не стал выбрасывать старые сапоги, а поставил их на почетное место рядом с другими трофеями. Семья Саши Грунцева Кто важнее? Однажды Молоко, Мясо, Хлеб, Овощи и Фрукты начали спорить между собой: кто из них важнее для человека. Хлеб сказал, что он всему голова, а Молоко закипело от возмущения и сказало, что оно главнее – ведь без него маленькие дети не будут расти. Тогда Мясо ответило, что если не кушать мясные блюда, то у людей будет мало сил, им не захочется ходить работать и учиться. Овощи и фрукты тихонечко посмеивались, ведь они-то знали, что без них людям будет очень грустно. Потому что от полезных фруктов поднимается настроение, и они богаты витаминами, необходимыми для здоровья. А без овощей не обходится практически любое блюдо. Долго спорили продукты, но потом решили, что все продукты важны и нужны человеку.
Семья Миши Голенищева
Сказка про дуб
Жил-был дуб. Однажды он пошел гулять. Гулял-гулял и остановился. Одна ветка у него упала. Подошли к ветке люди, наступили и сломали. Дуб рассердился на людей, что они ветку его сломали, и стал размахивать своими ветвями, скрипеть и наступать на людей. Люди испугались и убежали. И вдруг на дорогу выбежал весельчак и озорник Зайка. Зайка сказал дубу: «Успокойся, не сердись!». Дуб удивился и успокоился. Уступил Зайке тропинку и пошел дальше. На тропинке ему встретился Ежик. Дуб и ему уступил дорогу. И пошел дальше. Вышел дуб на поляну и увидел Березу. Березка понравилась Дубу. Она была такая беленькая и тоненькая. Решил Дуб защищать Березу. Встал рядом, укрыл своими ветками. И стали они жить долго и счастливо.
Семья Антона Уварова
Приятное знакомство
В чистом поле из желудя через много лет выросло прекрасное дерево. Это был дуб. Ему было очень одиноко и грустно, так как не с кем было поговорить. Однажды весной в плохую погоду на ветви дерева присела птичка, чтобы укрыться от ветра и дождя. Дереву стало очень приятно, что теперь ему стало не одиноко. И дуб предложил птичке остаться с ним жить. Птичка с радостью согласилась и свила на его ветвях гнездышко. И хотя птичка осенью улетела в теплые края, она всегда возвращалась каждую весну. Дуб был счастлив, что у него появился такой замечательный друг.
Семья Миши Голенищева
Такая взаимосвязь в работе педагога, родителей и детей дала колоссальные результаты по формированию связной речи малышей, а также по преодолению имеющихся у них речевых нарушений. В результате подобной формы взаимодействия ДОУ с семьями своих воспитанников интеллектуальное развитие детей значительно увеличилось. Придумывая сказки с мамами, папами, бабушками, а затем рассказывая их в группе на наших «Вечерах сказок», у девчонок и мальчишках формировались чувства любви к своей Родине, приобщение к прошлому и настоящему национальной культуры, развивались общие познавательные способности и, конечно же, творческое воображение.
|