РУССКАЯ МАТРЕШКА
интегрированное занятие в старшей группе детского
сада
Цель: знакомство детей с народной
игрушкой-матрешкой.
Задачи:
1.
Познакомить детей с историей матрешки.
2.
Изготовить и расписать плоскостную игрушку-матрешку.
3.
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
4.
Развивать интерес детей к народному творчеству.
5.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству
и прикладному искусству.
6.
Воспитывать любовь к народному искусству.
Материал к
занятию:
выставки изделий, символы игрушки, сувениры, иллюстрации; наборы гуаши и
кистей, аудиозапись хороводной музыки, сундучок с угощением.
Х О Д З А Н
Я Т И Я
В
е д у щ а я.
Здравствуйте,
ребята!
Я
на ярмарке была,
Сундучок
вам принесла,
Сундучок
тот не простой
И
товар в нем расписной.
Вынимаю
напоказ
И
веду о нем рассказ.
Алый шелковый
платочек
Яркий сарафан в
цветочек,
Упирается рука
В деревянные
бока.
А внутри секреты
есть:
Может три, а
может шесть.
Разрумянилась
немножко
Это
русская… (матрешка).
–
Давайте мы с вами поговорим о том, как появилась матрешка.
Появилась
первая матрешка в России очень давно, более 100 лет назад в местечке Сергиев
Посад под Москвой. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового
деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую
– а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Деревенский
мастер наградил матрешек русской красотой: черными бровями, румяными щечками,
синие глаза прикрыл длинными ресницами.
Мастера
нарядили куклу в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий
платочек, нарисовали румяные щечки. И назвали ее старинным русским именем –
Матрена.
–
А как будет звучать ласковое имя? (Матрешечка,
Матренушка, Матронушка).
–
Наиболее известны три вида матрешек: Семеновская матрешка, Загорская матрешка и
Полхов-Майданская матрешка. Их названия зависят от того места, где их
расписывают.
–
В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название –
Семеновская матрешка. Особенность росписи в том, что весь фартук этой матрешки
занимают букеты цветов. Главный цвет – желтый, лимонный, зеленый, малиновый.
–
Следующая матрешка из села Загорск – Загорская. Эти матрешки всегда в
сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана
фартук. Платок матрешек украшает роспись.
–
И третья матрешка из села Полхов-Майдан. У этих матрешек нет платка с
завязанными концами, сарафана и фартука, вместо этого условный овал на
двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с
цветами. У них более плавный контур и словно вытянутые пропорции. Каждая
матрешка хороша по-своему. У них много общего – все эти игрушки всегда
символизируют собой любовь и дружбу, пожелания счастья и благополучия.
– Ребята, из каких материалов делают этих
матрешек? (Дерево).
– Как вы думаете, матрешка пришла одна или с
подружками?
Велика
Россия наша,
И
талантлив наш народ.
О
Руси родной умельцах
На
весь мир молва идет –
Наша
русская Матрешка
Не
стареет сотню лет.
В
красоте, в таланте русском
Весь
находится секрет.
Появляется
Матрешка. Дети исполняют танец.
В
е д у щ а я. Дети, кто хочет рассказать стихи Матрешке?
Дети
рассказывают стихи.
В
е д у щ а я. Ребята, посмотрите, а у меня еще есть вот такая матрешка (показывает картинку). Давайте подойдем
к доске и рассмотрим ее наряды.
Дети
подходят к доске.
В
е д у щ а я. Кто хочет предложить другой наряд для Матрешки? (Клетка, кружочки, цветы, завиточки).
Физкультминутка
Хлопают
в ладошки
Дружные
матрешки.
На
ногах сапожки
Топают
матрешки
Влево,
вправо наклонись,
Всем
знакомым поклонись.
Девчонки
озорные,
Матрешки
расписные
В
сарафанах ваших пестрых,
Вы
похожи словно сестры.
Ладушки,
ладушки
Веселые
матрешки.
Ребята,
а теперь подойдите к столам.
В
е д у щ а я. Вот наша мастерская. Здесь мы будем мастерами-художниками, и нам
предстоит наших матрешек расписать.
Вот
они! Удивительно бледны,
Мастера,
скорей за дело.
Украшай
матрешек смело.
Составляйте
свой узор,
Чтобы
радовал он взор.
Нам
понятно, что матрешкам
Украшать
будем одежки.
В
е д у щ а я. Мы сейчас с вами создадим свою матрешку, не похожую на другие.
Давайте мы с вами распишем наших матрешек.
Дети расписывают
матрешек.
В
е д у щ а я. Какие красивые стали матрешки. А какие по характеру наши матрешки?
Д
е т и. Добрые, игривые, ласковые, народные, праздничные.
В
е д у щ а я. Ребята! Давайте скажем матрешке волшебное слово (спасибо) за то, что она у нас побывала в
гостях.
В заключение проводится выставка русских
матрешек.
В
е д у щ а я. Мне понравились ваши работы! Давайте заглянем в волшебный
сундучок.
Вы
такие хорошие мастера.
У
меня есть угощение.
До
свидания!
Получилось
все на диво,
И
забавно, и красиво!