Главная
Регистрация
Вход
Пятница
27.06.2025
08:55
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Саматова С.Г. Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности
04.02.2013, 21:22
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
 
Саматова Светлана Геннадьевна – воспитатель МБДОУ № 27 «Пчелка» г. Долгопрудный Московской области. Педагогический стаж – 16,5 лет. Вторая квалификационная категория. Награждена Почетной грамотой главы г. Долгопрудный (2012). Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
 
 
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 Год от года растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и недостатки других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос. Поэтому в своей работе я выдвигаю в качестве главной цели, прежде всего, развитие речи детей. Без овладения детьми полноценной речью невозможно их успешное обучение в школе, это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания. Наиболее результативной формой для преодоления данной трудности является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Этому способствует театр, не зря именно театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Во время игры малыш чувствует себя более раскованно, естественно. Поэтому игру можно использовать как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
 
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Цель данной работы: способствовать формированию интереса детей к театрально-игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников. Задачи: – вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности; – целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря; – формировать потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением; – развивать способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы; – поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки); – побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разных театров для ознакомления с ними; – формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам. В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности: – имеются разные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, настольный театр с фигурками из дерева по разным сказкам, настольный бумажный театр, ширма для теневого театра, фланелеграф, а также специальные костюмы для переодевания в образы театральных персонажей; – используются театрализованные игры, этюды на занятиях по непосредственно образовательной деятельности. Особенно часто – при ознакомлении с художественной литературой и для развития речи, а также на занятиях по знакомству с окружающим мир, по экологии. Но в гости к детям может прийти кукла и на любом другом занятии: по математике, рисованию. Или же воспитатель (то есть – я) приходит к ним в виде какого-то сказочного героя; – 2-3 раза в неделю проводятся специальные занятия по собственно театрализованной деятельности (во второй половине дня, после полдника); – раз в 2-3 месяца с детьми разучивается сказка, сценка или подготавливается обобщающее занятие по творчеству какого-либо автора или обобщенного одной темой.
 
Рассмотрим подробнее некоторые направления театрализованных занятий с дошкольниками. Так, для теневого театра я использую ширму с окном, где натянута полупрозрачная ткань, на фоне которого движутся черные плоскостные персонажи. За ними расположен яркий источник света, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Теневое изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Вместо фланелеграфа я использую обыкновенную магнитную доску, и к картинкам-изображениям наклеиваю скотчем плоские магнитики от «растишки». Также в детском саду имеется большой выбор костюмов, которые помогают детям лучше постигнуть художественный образ, персонажа театрального действа. Сейчас у меня малыши, и самым любимым для них театром является настольный. Он прост, доступен и не требует определенных умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами. К знакомству детей с разными видами театра я приступила с самого начала учебного года, заметив, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную, добрую атмосферу. Появление на занятии театральной куклы привлекает внимание детей, активизирует их.
 
Взять для сравнения одну и ту же тему непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой. Если я возьму книжку, пусть даже с картинками, и прочитаю детям сказку, а потом попрошу ее рассказать, то получится один результат. А если я расскажу театрализованную сказку и попрошу детей повторить услышанное и увиденное, то выйти и рассказать ее захотят все. Сейчас остро стоит проблема правильного произношения звуков у детей, поскольку почти каждый ребенок раннего дошкольного возраста имеет дефекты речи. Поэтому я чуть ли не каждодневно включаю в занятия театрализованные игры, чистоговорки для четкого произношения звуков русского языка. Использую их и во время утренней зарядки, для физкультминуток, непосредственно образовательной деятельности, проведения подвижных игр во время прогулки. С самого начала на все утренники, которые готовятся для родителей, мы разучиваем театрализованную сказку.
 
Уже сейчас в средней группе даже роль автора дети исполняют сами. Детям нравится одеваться в костюмы, они понимают значимость их роли в спектакле, гордятся участием. Например, на осеннем утреннике мои дети показали для гостей русскую народную сказку «Терем-теремок». Но главные герои были сделаны из овощей: морковки, картошки, луковицы.
 
Предлагаю коллегам познакомиться с инсценировкой сказки «Терем-теремок», которая проходила в старшей группе с использованием кукол, изготовленных из овощей. Инсценировка проводилась на осеннем утреннике. Цели: побуждать детей к активному общению и участию в театрализованных играх; развивать интонационную выразительность речи; формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
 
Материалы: Если у вас есть клубень картофеля, морковь, перчатка, пуговицы-глазки и немного фантазии, то за 20 минут можно сделать забавных кукол для представления. Вот перечень персонажей сказки и пояснения по их изготовлению Л я г у ш к а сделана из зеленой редьки. М ы ш к а – из луковицы, а ее ушки – из картона. З а й ч и к – из белой луковицы, а его ушки – из белой бумаги. Л и с а – из морковки, нос – черная пуговка. В о л к – из баклажана, уши – из черного картона, язык – из красного. Рот рисуется маркером. М е д в е д ь – из клубня картофеля, уши – маленькие картофелины. Также изготавливается домик из фанеры с вырезанными окошками. Х О Д П О С Т А Н О В К И А в т о р. Стоит в поле теремок. Он ни низок, ни высок. Бежала мимо мышка-норушка. Смотрит – нет никого. Забежала и стала там жить. День живет, другой живет. Прискакала лягушка и стучится.
Л я г у ш к а. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
М ы ш к а. Я, мышка-норушка, а ты кто?
Л я г у ш к а. А я – лягушка-квакушка.
М ы ш к а. Иди ко мне жить.
А в т о р. Стали они жить вдвоем. Бежал мимо зайчик-побегайчик.
З а й ч и к. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
З в е р и. Я – мышка-норушка, я – лягушка-квакушка, а ты кто?
З а й ч и к. Я – зайчик-побегайчик.
 З в е р и. Иди к нам жить.
А в т о р. Вот и стали они жить втроем. Бежала мимо лисичка-сестричка.
 Л и с и ч к а. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
З в е р и. Я – мышка-норушка, я – лягушка-квакушка, я – зайчик-побегайчик, а ты кто?
Л и с и ч к а. Я – лисичка-сестричка.
З в е р и. Ступай к нам жить.
А в т о р. Стали они жить вчетвером. Бежал мимо волк и стучится.
 В о л к. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
 З в е р и. Я – мышка-норушка, я – лягушка-квакушка, я – зайчик-попрыгайчик, я – лисичка-сестричка, а ты кто?
 В о л к. Я – волчок-серый бочок.
З в е р и. Иди к нам жить.
 А в т о р. Стали они жить впятером. Узнал про тот теремок медведь, приходит и стучится.
М е д в е д ь. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
 З в е р и. Я – мышка-норушка, я – лягушка-квакушка, я – зайчик-попрыгайчик, я – лисичка-сестричка, я – волчок-серый бочок. Ступай к нам жить.
А в т о р. Стали они жить все вместе. Вот такая сказка о дружбе. А в прошлом году, с детьми подготовительной группы мы приготовили утренник, посвященный Международному женскому дню 8 марта, полностью состоящий из театрализованной сказки. В ней каждый ребенок имел роль. Спектакль назывался «Как мамонтенок искал маму». Это стало подтверждением того, что в конце года все дети овладели в какой-то степени театрализованной деятельностью. С ними уже было просто работать. Они понимали меня с полуслова. Многие уже достаточно хорошо овладели мимикой, выразительностью речи, умением выражать характер героев. Например, у исполнительности роли мамонтенка почти не было слов. Она артистично, выразительно играла свою роль: показывала, как он просыпается, как пугается и т. д. Конечно же, постановку готовили совместно с музыкальным руководителем, так как сказка содержала песни и танцы, то есть была музыкальной.
 
Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу ia200938@yandex.ru

Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin | Теги: Соматова
Просмотров: 2120 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz