ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Сосенкова Юлия Борисовна – старший воспитатель ДОУ № 2171 г. Москвы. Учитель-дефектолог высшей категории. Педагогический стаж – 14 лет. Лауреат конкурса «Учитель гола» в номинации «Сердце отдаю детям» (2007).
ОСОБЫЙ РЕБЕНОК. РАЗВИТИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является обеспечение в каждом образовательном учреждении условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В апреле 2010 года на заседании Московской городской Думы принят Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве». Интегрированное образование подразумевает включение детей с особыми потребностями здоровья в систему общего образования, при этом общеобразовательная школа не становится коррекционной. Интегрированное обучение вызвано в первую очередь необходимостью преодоления изолированности существующей системы специального образования в связи с отсутствием, в том числе, специальной (коррекционной) школы соответствующего типа по месту жительства ребенка. В этом случае дети с теми или иными отклонениями в развитии обучаются в школах-интернатах, что сужает сферу их отношений с окружающим миром, и самое главное, они находятся в отрыве от своих семей. Действующее законодательство позволяет развивать интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях созданы вариативные формы дошкольного образования, это такие структурные подразделения, как «Службы ранней помощи» (СРП), «Лекотеки», «Группы кратковременного пребывания для детей со сложной структурой нарушений» (ГКП), «Группы Особый ребенок». Главным условием успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является хорошее образование. Каждый особый ребенок нуждается в разработке индивидуального образовательного маршрута, психолого-педагогического сопровождения с целью коррекции отклонений в развитии, социальной адаптации.
Благодаря работе Городской психолого-медико-педагогической комиссии (ГПМПК) осуществляется комплектование образовательных учреждений, проводятся консультации родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. В целях оказания психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях созданы ПМП консилиумы Опираясь на опыт работы учителем-дефектологом и методистом окружного методического центра г. Москвы по развитию интегрированного и инклюзивного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, я могу с уверенностью сказать, что при должном внимании со стороны квалифицированных специалистов, при применении индивидуальных методик можно добиться больших успехов не только в социализации детей с отклонениями в развитии в обществе, но и в их воспитании и обучении.
В образовательных учреждениях создаются необходимые условия, соответствующие потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья. В числе необходимых условий – приспособление зданий и прилегающей территории для маломобильной категории людей. Ведь речь идет не только о детях-инвалидах, но и о родителях, имеющих те или иные нарушения в развитии. Одним из главных условий включения особых детей в систему общего образования является наличие соответствующих педагогических кадров, имеющих специальное коррекционное педагогическое и психологическое образование. Ежегодно специалисты образовательных учреждений проходят повышение квалификации, переквалификацию по направлению интегрированного и инклюзивного образования. Благодаря взаимодействию общеобразовательных учреждений и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, высококвалифицированные учителя-дефектологи проводят открытые уроки, мастер-классы для специалистов, которые впервые столкнулись с методиками воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
Отсутствие утвержденных Министерством образования специальных программ, методических разработок по направлению интегрированного и инклюзивного образования затрудняет работу специалистов. Однако в течение каждого учебного года педагоги общеобразовательных учреждений обмениваются накопленным опытом, представляя свои разработки, взгляды, идеи. Семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, оказывается адресная психолого-педагогическая помощь. Особенно важным является привлечение родителей к процессу воспитания и обучения особых детей, т.к. роль семьи состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, которая осуществляется в единстве со всеми участниками коррекционной работы. Детям-инвалидам, находящимся на надомном обучении, предложено дополнительное образование посредством дистанционного обучения.
Детям безвозмездно предоставляется компьютерное оборудование на время обучения. Появляется возможность получать учебную нагрузку в объеме очных занятий. К такому виду дополнительного обучения родители не всегда относятся приветливо, т.к. опасаются вновь оказаться изолированными. В то время как имеющийся опыт доказывает обратное. Благодаря Интернету, у маломобильной группы детей-инвалидов появляется возможность общаться со сверстниками в он-лайн режиме, посредством веб-камеры.
Ряд образовательных учреждений интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья реализует с помощью дополнительного образования, т.е. вне сетки основных занятий. В их числе – работа кинологической службы, где дети (чаще с тяжелыми нарушениями в развитии) социализируются через специально подготовленных собак.
С целью привлечения внимания к проблемам социализации людей, а в частности – детей с ограниченными возможностями здоровья, мной был организован и проведен окружной фестиваль социальной рекламы плакатов и видеороликов, созданный творческими группами детей с отклонениями в развитии и нормально развивающимися детьми с поддержкой педагогов, работающих с особыми детьми. К сожалению, нам не удалось выйти из рамок округа с готовыми проектами, однако с ними можно познакомиться на сайте www. youtube. com
Несмотря на развитие различных моделей включения таких детей в общее образование, к сожалению, общество с трудом принимает людей с теми или иными отклонениями в развитии.
Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@yandex..ru
|