ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4(2013)
Степанова Алла Тимофеевна – заведующий МБДОУ д\с комбинированного вида № 15 «Солнышко» г. Реутов Московской области. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время отмечается устойчивая тенденция увеличения числа детей с расстройствами речи. Так, по итогам профилактических осмотров, проведенных специалистами учреждений здравоохранения, установлено, что более 60% дошкольников имеют речевые нарушения различной сложности. По данным Министерства образования Российской Федерации дети с нарушением речи составляют около 80% от общего количества детей с особенностями психофизического развития.
Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Выявление и устранение нарушений речи в этот период предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка. Своевременно начатая целенаправленная коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением речи приводит к значительной компенсации, способствует профилактике трудностей детей при обучении в школе, школьной дезадаптации в целом. Всем родителям хочется, чтобы устная речь ребенка была красивой, плавной и выразительной, а письменная – правильной.
Однако зачастую у ребенка возникают проблемы как в устной, так и письменной речи: «каша во рту», пропуски букв на письме, замены букв и т.п. В этом случае на помощь ребенку и семье приходит наука логопедия и ее представитель в детском саду – учитель-логопед. Такая работа требует постоянной самоотдачи, позитивного мышления и неуемной энергии. Поиском новых подходов и нестандартных решений проблем, возникающих в современной дошкольной педагогике, занимается психолого-логопедическая служба детского сада № 15 «Солнышко» города Реутов Московской области. Психолого-логопедическая служба в «Солнышке» представлена тремя учителями-логопедами и двумя педагогами-психологами. В детском саду функционируют логопункт и две логопедические группы – для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) и для детей с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи). Для работы с детьми оборудованы 3 логопедических кабинета и кабинет педагога-психолога, сенсорная комната. Разработан план внедрения инновационных технологий в коррекционно-развивающую работу специалистов дошкольного учреждения. Нетрадиционная форма занятий, позитивный настрой, поощрение малейших успехов в преодолении дефектов или нарушений речи, использование игровых, занимательных, нетрадиционных приемов, инновационных программ, современных технических средств обучения – обязательные составляющие современного коррекционно-образовательного процесса. Весной 2013 года МБДОУ № 15 приняло участие в областном конкурсе муниципальных дошкольных образовательных учреждений Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные проекты. Тема долгосрочного проекта, над которым коллектив начал работу осенью 2012 года, – «Обеспечение условий для эффективного познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста путем интеграции различных видов деятельности». Основная решаемая проблема: Cоздание в ДОУ материально-технических, нормативно-правовых, научно-методических и профессионально-кадровых условий для эффективного познавательно-речевого развития дошкольников. Цель проекта: Построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования. Разработка системы и поиск эффективных методов и приемов по повышению педагогического мастерства в вопросах речевого развития дошкольников, обогащение педагогического опыта и взаимодействия с родителями. Задачи проекта: – разработать и утвердить нормативно-правовые документы для создания условий по усилению такого вида деятельности как познавательно-речевое развитие; – создать учебно-материальное обеспечение с учетом требований к предметно-развивающей среде ДОУ; – подготовить педагогический коллектив для деятельности в условиях инновационного развития образовательного учреждения; – разработать и внедрить программно-методическое обеспечение и мониторинг для реализации проекта по познавательно-речевому развитию детей в условиях внедрения ФГТ; – представить результаты деятельности по проекту на муниципальном уровне. Заканчивается первый год работы по реализации проекта. В детском саду был пересмотрен весь образовательный процесс. Мы пришли к выводу, что только параллельная работа всех специалистов поможет детям качественно усвоить необходимый материал. Опираясь на данные задачи, создан перспективный план НОД, начиная с первой младшей группы, при составлении которого задействованы знания психолого-педагогического характера, возрастные особенности дошкольников, новые технологии. В планировании мы использовали принцип концентрического усвоения лексического материала. Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры. Предложенная тематика и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а, значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Была подобрана диагностическая методика для определения результативности усвояемого материала. В каждой группе оборудован речевой уголок, оснащенный развивающими играми и пособиями. Воспитатели устанавливают тесное взаимодействие с родителями.
Собраны мини-библиотеки, приобретены и изготовлены пособия и дидактический материал, созданы картотеки театрализованных, пальчиковых игр, интерактивных развивающих игр, методички и папки-передвижки для родителей по проблеме познавательно-речевого развития. Результаты показывают, что проводимая коррекционно-развивающая работа по развитию речевой системы в целом способствовала устранению речевых недостатков у детей, позволяя им проявить приобретаемые речевые навыки в самостоятельной речевой деятельности.
|