ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Власюк Анна Дмитриевна - воспитатель, ДОУ № 38 г. Балашиха.Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
Сообщение на педагогическом совете.
АДАПТАЦИЯ - это не только процесс привыкания ребенка к ДОУ на первых порах, но и выработка умений и навыков, необходимых в повседневной жизни. Чем младше ребенок, тем больше степень утомления организма и тем труднее вырабатываются приспособительные реакции. Соответственно, большое значение на этапе раннего развития имеет индивидуальный подход е ребёнку.
Длительность периода адаптации зависит от множества причин:
1. От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
2. От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; (от степени зрелости его нервной системы)
3. От состояния здоровья;
4. От резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться, и той, в которой он находится в детском саду; от разницы методов воспитания.
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время. Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью - это те факторы, которые вызывают стресс и часто приводят к социальной и психологической дезадаптации ребенка. В настоящее время используется термин "взаимодействие" детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Родители выступают в позиции партнеров, а не учеников воспитателей. Нужно отметить, что в большинстве случаев ни педагоги, ни родители не отдают себе в полной мере отчета в том, насколько ответственен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя не всегда бросающиеся в глаза последствия он может иметь. В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, обусловленное несколькими факторами. Во – первых, ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем в течение дня последует и как это будет происходить. Второй чрезвычайный психотравмирующий фактор - разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения.
Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности. Чтобы удостовериться, что этого не произошло, дети иногда начинают вести себя недопустимым образом, как бы проверяя, насколько может разгневаться на него мама, которая не хочет его больше видеть, а заодно и эта новая тетя, с которой его оставляют, и определить, таким образом, добрая она или злая, любит его или нет. Наконец, совершенно непривычно для ребенка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15-20 сверстников.
Ребенок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, даже уровень шума в группе поначалу может быть сильным психотравмирующим фактором. Очень важно в этот момент относиться к ребенку очень бережно и внимательно, стремиться помочь ему пережить этот трудный момент, а не упорствовать в своих воспитательных планах, не бороться с капризами. Как помочь ребенку в период адаптации? Советы родителям: Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще Вы будите его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок. Честно говорим о возможных трудностях Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить”, и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю”.
Первое время не оставляйте ребенка в детском саду на полный день. В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие - около недели-двух забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около двух недель - сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку.
Как правило, впервые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать "разгрузочные от садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним дома.
Расставание. Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребенка тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить Вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик. Не надо затягивать утреннее расставание с ребенком, если он плачет: разденьте его, передайте в руки воспитателю, скажите, когда придете, и уходите.
При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать. Ну и, конечно, не забудьте похвалить ребенка, когда ваши расставания на пороге детсада начнут проходить спокойно. Правда, надо быть готовым, что иногда ребенок будет встречать вас вечерним плачем. Не пугайтесь: это не означает, что ему там плохо, просто надо же как-то передать мамочке свои переживания и получить порцию нежности. Старайтесь приласкать ребенка до того, как он заплачет. Дома, после сада Первые недели проходит очень эмоционально для ребенка, поэтому взрослым, кто окружает ребенка дома, нужно запастись терпением.
Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется - он становится более капризным, по вечерам Вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Не делайте перерывов в посещении садика - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться. Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
Итак, в адаптационный период очень важно:
1. проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже капризам ребенка и заслужить его доверие;
2. сохранять постоянство обстановки в группе и порядка следования разных событий жизни, обозначая переходы от одного события к другому так, чтобы ребенок успевал на него настроиться;
3. найти возможность индивидуального общения с каждым ребенком; не форсировать начало «групповой» жизни;
4. исподволь познакомить детей друг с другом и установить незыблемые правила общежития.
Что нравится детям в воспитателях?
1. Искренность всех проявлений.
2. Доброта и отзывчивость к живым существам.
3. Веселое, доброе настроение и умение создать его у других.
4. Богатая фантазия и воображение, способность увлеченно играть на равных, придумывать праздники и развлечения.
5. Красивая одежда и прическа, украшения.
6. Мелодичный, певучий голос, ласковые обращения, негромкая речь.
7. Мягкие, ласковые движения.
8. Умение придумывать и рассказывать истории.
Показателем окончания периода адаптации является 1. глубокий сон,
2. хороший аппетит,
3. бодрое положительное эмоциональное состояние,
4. активное поведение.
Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@yandex.ru
|