Интернет-журнал "Талантливый педагог" 5(2014)
Сто тысяч почему живут на белом свете
Развитие интеллектуальных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-творческого проекта.
Проектная деятельность вошла в практику и стала неотъемлемой частью педагогической работы. Применяя новые образовательные технологии, мы вместе с коллегами, реализовываем свой творческий потенциал, развиваем творческие способности дошкольников.
Дети подготовительной группы нашего детского учреждения, реализующего общеобразовательные программы, задают много вопросов о причинах явлений и их последствиях, что является показателем развивающегося интеллекта дошкольников. В силу разных причин члены семьи порой не могут найти ответы на все вопросы наших «почемучек». Источником получения новых знаний для них является, в основном, непосредственная образовательная деятельность познавательного цикла, осуществляемая воспитателями, а также занятия с учителем – логопедом, преподавателем изобразительной деятельности .Мониторинг сформированности уровня коммуникативных навыков воспитанников, их познавательного и социального развития, проведенный по тестам Московского центра качества образования, в начале учебного года показал, что у некоторых детей подготовительной группы есть проблемы в этих областях. Так, например, у Дианы К. отмечался недостаточно высокий уровень речевой коммуникации, познавательный был немного выше среднего. У Арсения Ч. предпосылки универсальных учебных действий общения каксо взрослыми, так и со сверстниками сформированы на 80%.Третья участница детского коллектива – Лида П., любит сказки и очень хотела научиться сочинять свои волшебные истории. Поэтому, задумав проект с использованием технологии обучения дошкольников умению решать творческие задачи, мы выбрали именно этих детей.
В.А. Сухомлинский писал в своей книге «Сердце отдаю детям»: «Сказка – это образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи». Значит, надо создать такую сказочную историю, герои которой ничего не боятся, преодолевают трудности и стремятся познавать новое!
Участники проекта, группа педагогов и дети, разработали проект «Сто тысяч почему живут на белом свете...». Он был создан в рамках Московского городского фестиваля «Детский сад – Наукоград», для участия в окружном этапе Северо – Восточного окружного управления образования.
Этапы реализации проекта отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Название проекта
|
Сто тысяч почему живут на белом свете...
|
Тематическое поле
|
Наблюдение за природными явлениями, одними и теми же объектами природы (деревьями, птицами, кустами) в разные времена года, осознание зависимости внешних изменений от особенностей сезонов « понимание важных механизмов приспособления живой природы к среде обитания (подземная, наземно-воздушная)».
|
Вид проекта
|
Познавательно - творческий.
|
Проблемы
|
- недостаточное умениедошкольников общаться с взрослыми, контактировать в паре, в небольшой группе детей, обсуждать совместные действия;
- необходимость развития творческого воображения у некоторых детей;
- выбор путей социализации воспитанников подготовительной группы;
- отсутствие опыта работы над проектом;
|
I этап. Определение цели проекта, мотивации.
|
- стимулирование интеллектуального развития и познавательной активности старших дошкольников;
- совершенствование игровых и творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков.
|
II этап. Направления проекта.
|
1. Творческое.
2. Познавательное.
|
III этап. Обработка полученной в ходе проектной деятельности продукции, её оформление.
|
- оформление текста сказки иллюстрациями, в котором принимали участие дети подготовительной группы,
- презентация опыта проведения проекта на сайте детского сада, создание фильма – сказки «Хорошо ли быть любознательным?»
|
Подготовка включалав себя выбор методов и приёмов, повышающих познавательную активность дошкольников, обсуждение текста сказочной истории, которая была составлена детьми и учителем-логопедом, организация соответствующей предметно-развивающей среды. Одним из важных моментов былэкспериментально – познавательный раздел проектной деятельности. Для успешной реализации данной части проекта была изучена литература по детскому экспериментированию, отобран развивающий видеоматериал для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Заведующая, старшие воспитатели не только осуществляли руководство проектом, распределяя функции его участников, определяя цели и содержание работы педагогов, но иоказывали содействие на протяжении всего времени осуществления нашего начинания.
Шаги по реализации проекта.
В творческую часть проекта входили:
- . Подготовка к драматизации.
Обучение детей умению создавать образ, передавать эмоции персонажа.
- . Психогимнастика.
- Упражнения на развитие воображения.
- Работа с пиктограммами.
- . Составление рассказов по картине и серии сюжетных картин.
К познавательной части проекта мы относили:
- .Знакомство с видеоматериалами для занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Двенадцать месяцев»: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
2. Создание видео презентации: «Почему желтеют листья».
- . Наблюдения и опыты.
Расскажем подробнее о творческих упражнениях.
1 шаг. Подготовка к драматизации.
- Разбор ситуаций в текстах сказочного содержания, анализ поступков окружающих и своих собственных.
- Передача эмоционального состояния героев посредством мимики, пантомимики и жестов. В этом нам помогало разыгрывание этюдов «Заколдованный мальчик», «Вот он какой!» В первом упражнении просим ребенка представить себе, что он заколдован: не может разговаривать и на все вопросы вынужден отвечать жестами. Указательным пальцем водящий указывает на предметы, а другие дети угадывают, говорят, как они поняли ети жесты. Во втором случае дети без слов описывают предмет с помощью жестов (длинный, тонкий, большой, маленький, квадратный).
- Игровое упражнение «Сломанный телевизор». Использование в качестве наглядных средств отечественных мультипликационных фильмов предполагает их поэлементный аналитический просмотр. Мы выделяем сюжетные звенья, осуществляем детальный разбор мимики, поз, жестов персонажей мультфильмов. Сначала просмотр осуществляется при выключенном звуке. Педагог комментирует действия персонажей, просит дошкольников повторить их. Затем дети смотрят мультфильм ещё раз с включенным звуком и обращают внимание на соответствие слов и невербальных средства (мимики, жестов, пантомимики).
- Педагог читает или пересказывает текст истории про маленького гнома Почемучку, подкрепляя свои слова соответствующими движениями, интонацией, стимулируя детей не только копировать своё поведение, но и творчески создавать образ героя сказки.Например, Гном испугался дневного света, выбравшись из подземелья, или гноминка просит своего друга подождать до весны, прежде чем отправиться в путь.
- Для совершенствования интонационной окраски речи детей мы использовали компьютерную программу «Игры дляТигры», блок «Фонетика».
2 шаг. Психогимнастика.
Обыгрывание отдельных сюжетных звеньев. Взрослый описывает действие, ощущение – дети воспроизводят поведение людей или животных; отражают эмоции, оречевляютперсонажей.
Обучение азбуке выражения эмоций – выразительным движениям проводится на двух занятиях. Например, подражание мальчику - незнайке
Тренингу лицевой моторикибыли посвящены тоже две встречи.
На них отрабатывались несложные этюды «Ой! Ой! Живот болит!», «Старый гриб», «Страх».
3 шаг. Упражнения на развитие воображения с использованием ТРИЗ.Предвосхищение ситуаций, событий и отношений.
Ребенок произносит фразу, имеющую определённую эмоциональную окраску: выражающую радость, печаль, восторг. Остальныеучастники игры-занятия используя сказанное в качестве опоры, придумывают историю в задуманном настроении или вспоминают ситуацию из собственного жизненного опыта.
В игре « Парад волшебников» мы учим детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы. Для неё необходим игровой модуль: круги из плотного картона диаметром 50 и 70 сантиметров, соединённые на одном стержне, и часовая стрелка. На большом круге рисуем волшебников травы, огня, времени, царицу улиток и королеву земли. На круге меньшего размера – изображения предметов. Педагог предлагает ребенку раскрутить стрелку, посмотреть какие рисунки совпали, и представить какое волшебное изменение могло бы произойти с этим предметом. Желательно ненавязчиво подсказывать детям ход сказочной истории, если они испытывают затруднения.
В ходе « интервью» на тему: «Кем я хочу стать»,дошкольники выбирают один из предложенных предметов (кубик, ножницы, блокнот, ноутбук, расческа, фонендоскоп), и рассказывает: с какой профессией он связывает выбранный атрибут, чем ему нравится эта работа.
4 шаг. Работа с пиктограммами.
Цепочка изображений-пиктограмм лица, схематично передающих эмоции, позволяет создавать графическую модель эмоционального ряда. Применение метода наглядного моделирования при драматизации, обучении составлению рассказов даёт зрительную опору нашим маленьким артистам. Вместе с детьми мы составляем план придуманной сказки или рассказа, где взаимоотношения изображаются стрелками, а сами герои – схематичными картинками, которые традиционно используются в мнемотехнике.
5 шаг. Составление рассказов по картине и серии сюжетных картин.
Искусство расширяет эмоциональный опыт человека. Для понимания ребятамближерепродукции картин, где изображены их сверстники, поэтому мы рассматривали «Алёнушку» В. Васнецова, «Детей, бегущих от дождя» К. Маковского. Можно использовать прием «оживления картин», когда дети имитируют жест, позу, мимику персонажа, домысливая продолжение сюжета.Лучше выбирать сюжетные изображения, имеющие ярко выраженную социальную и эмоциональную окраску, но соответствующие возрасту дошкольников. Серии картин подбирались таким образом, чтобы динамика событий была связана с изменением эмоционального состояния персонажей. Также мы использовали озвученные серии картин из компьютерной программы «Учимся говорить правильно».
Познавательная часть проекта вызвала интерес у всех его исполнителей.
Дети знакомились с видеоматериалами для занятий со старшими дошкольниками: «Двенадцать месяцев», видео презентацией нашего воспитателя подготовительной группы.
Наблюдать за ростом растений и составом почвы нам помог экологический модуль с прозрачной передней стенкой: сквозь стекло, дети видели корни луковицы в толще земли, камешки. Проводили опыты по переходу вещества из одного состояния в другое: таяние снега под воздействием тепла и образование льда после замораживания воды в холодильнике. С помощью глобуса и направленного света настольной лампымы воспроизвели смену дня и ночи на разных континентах, продемонстрировали дошкольникам смену дня и ночи.
Итак, проанализировав проведенную работу на заключительном этапе, мы считаем, что метод проектов становится популярным благодаря атмосфере сотрудничества, которая сближает педагогов, служит повышению их педагогической компетентности. Кроме того, участие в осуществлении проекта воспитывает чувство коллективизма у дошкольников и помогаетполучить новые знания, осознать социальные законы современного общества.
Если нам удалось заронить семена любви к театру, познанию нового, повысить самооценку маленьких исполнителей проекта, значит, мы не зря живём на этом свете.
Сценарий фильма – сказки.
«Почемучка» или« Хорошо ли быть любознательным?»
Оборудование. Куклы би-ба-бо; птицы, выполненные в технике оригами; плакаты с пейзажами: «Осень», «Зима», «Весна»; муляж дома из природных материалов, кукольная мебель, аудиозаписи произведений П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
Действующие лица.
Автор – исполняет взрослый.
Ведущий, гном Почемучка, гноминка Малышка – исполняют дети.
Действие первое.
Видеозаставка приглашает зрителей в мир сказки.
Подземное царство гномов.
Звучит музыка. Голос ведущей из-за кадра.
Ведущая.-Давным – давно в маленькой пещерке, которая находилась глубоко под землёй родился маленький гномик. Дом казался ему уютным и достаточно большим. Мальчик – гном рос быстро, был очень любопытным. Задавал много вопросов и потому, прозвали его Почемучкой. Вскоре малыш познакомился со всеми, кто жил рядом.
Смена декораций. Комната гнома. Почемучка лежит в постели.
Ведущая. - Однажды утром гномик открыл глаза и подумал.
Гном Почемучка. - А что там, дальше, за потолком. Как же туда попасть?
Ведущая. - Он взял кайло и ударил несколько раз. Посыпался песок и камни. Когда углубление расширилось, Почемучка решил заменить кайло лопатой и начал копать землю. Он вырыл длинный тоннель, устал и лёг отдохнуть. Почемучке было очень трудно одному, особенно в том месте, где встретилось много глины. Но упорство и огромное желание узнавать новое заставляли гнома продолжать свою работу.
Смена декораций. Торшер включаем, чтобы имитировать солнечный свет.
Ведущая.- Вдруг земля осыпалась, и гном увидел яркий свет. Почемучка зажмурился, подумал:
Звучит запись шумов леса.
Гном Почемучка. – Откуда столько света! И почему-то стало легче дышать. Автор. Маленький гном не знал, что чистый воздух наполнил его грудь. Он никогда не видел солнца, потому и был так удивлен. Выбрался гном на поверхность земли и стал осматриваться. Всё вокруг казалось огромным. Кусты, деревья, цветы.
Действие второе.
Действие происходит летом на лесной поляне.
Ведущая. - Неожиданно раздался треск, шум и раздался плач.
Гном Почемучка. – Кому – то нужна помощь.
Ведущая. - Плач доносился из кустов. Наш друг поспешил узнать, что же случилось. Увидел он девочку – гноминку, которая разбили коленку в кровь. От удивления та даже перестала плакать.
Гноминка Малышка. – Кто ты? Откуда ты взялся?
Гном Почемучка. – А ты ?
Гноминка Малышка.- Гноминка Малышка. В нашей семье я самая маленькая.
Ведущая.- Наземные гномы были выше и стройнее жителей подземного царства, вот гном и не догадался, что стоявшая перед ним девочка тоже из семейства гномов.
Гном Почемучка. – Я гном по имени Почемучка. Раньше жил в пещере под землей. А теперь мне понравилось здесь. Хочешь, помогу тебе добраться домой? Где ты живешь?
Гноминка Малышка. - Живу я на дереве. Но сейчас колено побаливает, не могу идти. Давай лучше поговорим.
Гном Почемучка. – Хорошо. Скажи, что это так слепит глаза?
Гноминка Малышка - Ты что, впервые видишь солнце? Оно встаёт утром на востоке, весь день освещает землю, а ночью садится на западе. Поэтому утром и днем светло, а ночью темно
Гном Почемучка. - Этот зеленый ковер, он живой?
Гноминка Малышка. – Трава относится к растениям.
Гном Почемучка. - Откуда же она взялась?
Гноминка Малышка. – Солнце согревает землю, и ростки начинают всходить. Потом их поливают дожди, трава тянется к солнышку ещё быстрее, а корни крепко удерживают растения в земле и питают их. Цветов у вас в подземелье тоже нет?
Ведущая.- Она протянула гномику подснежник. Понюхал Почемучка цветы, и восхитился. Он подружился с другими гномами и построил себе просторный дом, пахнущий цветами.
Крупным планом показываем макет дома, выполненный из природного материала.
Ведущая. Однажды гуляли Малышка и Почемучка и гномик спросил:
Гном Почемучка. - Почему так легко дышится в лесу?
Гноминка Малышка. - Трава, деревья и кусты вырабатывают кислород.
Гном Почемучка. - Теперь я понял: у вас на земле есть вода, теплое солнце, кислород. Без них не было бы жизни на земле.
Ведущая. - Тут его что-то испугало.
Гном Почемучка. - Кто-то идет за мной.
Гноминка Малышка. - Не бойся. Это тень.
Гном Почемучка. - А она меня не укусит?
Гноминка Малышка. - Это твоя тень. Её можно увидеть на стене или на земле, когда на нас попадает свет.
Гном Почемучка - А в подземном царстве такого нет.
Звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года», «Лето».
Ведущая. - Он прыгал с одного дерева на другое, с ветки на ветку вместе с гноминкой Малышкой. Подруга научила его собирать грибы, орехи и даже яблоки.
Смена декораций . Осенний пейзаж, опавшие листья разбросаны по «земле».
Ведущая. - Дни становились короче. На деревьях листья пожелтели и стали опадать. Будто чья- то невидимая рука подняла их и взметнула вверх. Гному стало страшновато. Он обратился к Малышке с вопросом:
Гном Почемучка. - Что происходит?
Ведущая. - Листья пожелтели от того, что солнце светит мало, хлорофил – вещество, которое придает им зеленый цвет, деревья оттягивают в ствол. Пигменты желтого и красного оттенка проявляются сильнее, и мы видим их осенью.
Гном Почемучка. – Так значит, сейчас осень.
Ведущая. - Ну, конечно, наступила поздняя осень. Ночи стали холодными, выпал первый снег и гноминка рассказала своему другу о новом явлении природы. Почемучка стал ловить снег на ладошку и снежинка растаяла.
Гном Почемучка. - Почему так случилось? Куда она делась?
Гноминка Малышка . - Это просто. Твоя ладонь теплая, а снег холодный. Вот снежинка и растаяла.
Ведущая.- Гном заслушался, поскользнулся и упал.
Гном Почемучка. - Откуда взялся лед, ведь совсем недавно здесь была лужа?
Ведущая. – Капелька жила в облаке, у неё было много подружек. Когда капелек стало больше, пошел дождь, образовались лужи. Потом похолодало, капельки воды превратились в льдинки и снежинки.
Гном Почемучка. - Вот ты говоришь облака, тучи. Хотел бы я на них посмотреть. Жаль, кроны деревьев закрывают небо.
- Ты пойдешь со мной?
Ведущая. - Улыбнувшись, она согласилась.
Гноминка Малышка. - Да, но только давай дождемся лета, ведь зимой по деревьям лазить трудно, можно сорваться вниз.
Действие третье.
Ведущая. Прошло много месяцев, гном загрустил. Уж очень долго тянулась зима.
Но вот, наконец, погода изменилась. В первый же солнечный день друзья начали карабкаться по деревьям всё выше и выше. Они преодолели путь за один день и увидели голубое небо, прекрасных лебедей.
Гноминка Малышка. – Я тоже хочу летать как они!
Гном Почемучка. – Может быть, нам помогут эти прекрасные птицы. Давай позовем их, и они нас услышат.
Гноминка Малышка. – Летите к нам.
Автор. - Птицы опустились на самые толстые сучья. Посадили гномов на свои спины и друзья с радостью парили над лесом, они ничего не боялись, потому, что верили в свои силы!
Гноминка Малышка. - Какой же ты любознательный!
Гном Почемучка. - А разве это плохо?
Гноминка Малышка. - Нет, это замечательно! Дети, которые хотят всё знать, задают много вопросов, становятся очень умными, когда взрослеют!
|