ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 5(2014) ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА экспериментально-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе
Цель:
– уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе, основных причинах загрязнения и мероприятиях по его защите;
– познакомить с некоторыми свойствами воздуха, влиянием на жизнь организмов и человека;
– воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: глобус, схема строения органов дыхания человека, воздушные шары, пластиковые стаканы разных размеров, трубочки для коктейля, емкости для воды, бумажный веер, картинки с изображением источников загрязнения воздуха и способами по его охране, иллюстрации с изображением воздушных шаров (старинных и современных), дирижаблей, мыльные пузыри, свеча, змейка из фольги, пенопластовые шарики, мяч упругий, мяч плохо надутый, воздушные шары на палочках, самоклеющаяся цветная бумага, ножницы.
Предварительная работа: знакомство с глобусом, органами дыхания человека, воздухом, источниками загрязнения и мероприятиями по улучшению экологической обстановки, проведение простых опытов.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Дети стоят полукругом.
В о с п и т а т е л ь (загадывает загадку). Через нос проходит в грудь и обратный держит путь, он невидимый, и все же без него мы жить не можем. Что это? (Воздух).
– Почему же мы без него не можем жить? (Воздух нужен для дыхания, воздухом мы дышим)
– Да, без воздуха человек не может жить. Попробуйте задержать дыхание, кто сколько может. Долго вы смогли не дышать? (Нет).
– Вы убедились, насколько важен воздух для нашего дыхания? Человек без еды может жить 5 недель, без воды – 5 дней, а без воздуха не может обойтись и нескольких минут.
– Кто, кроме человека, еще дышит воздухом? (Животные и растения).
– Воздух окружает нашу Землю невидимым прозрачным покрывалом, которое не только позволяет человеку дышать, а, значит, – жить, но и защищает все живое от палящих лучей солнца.
– Как же человек дышит? (Показ на схеме органов дыхания). Воздух через нос спускается в гортань, потом в дыхательное горло – трахею, потом через трубочки-бронхи в легкие. Положите руку на грудь и вдохните – при вдохе грудная клетка поднимается, а при выдохе опускается. Легкие можно сравнить с двумя воздушными шариками, которые надуваются при вдохе и спускаются при выдохе. Наши легкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них. Как же мы можем позаботиться? (Нужно дышать правильно и чистым воздухом).
– Как правильно дышать? (Надо дышать носом).
– Правильно, если дышать носом, то большая часть пыли остается в носу, там есть ворсинки, которые задерживают пыль. Кроме того, когда человек дышит через нос, воздух согревается и поступает в легкие теплым. Если же дышать через рот, то воздух не успевает ни согреться, ни очиститься, и мы можем заболеть.
– Каким должен быть воздух, которым мы дышим? (Чистым).
– Что затрудняет наше дыхание? (Пыль и дым).
– Всегда воздух вокруг нас бывает чистым? (Нет, его загрязняют, машины, пожары и т.д.)
– Сейчас мы поиграем в игру «Что для воздуха хорошо, и что плохо?»
Детям раздаются картинки. На доску с красным кружком прикрепляются картинки, где изображено, что загрязняет воздух, а на доску с зеленым кружком – что делает его чистым.
Плохо
– Дым от фабрик и заводов
– Дым от тепловых электростанций
– Выхлопные газы от машин
– Дымящиеся свалки
– Вырубка деревьев
Хорошо
– Мусороперерабатывающие заводы (Перерабатывают мусор в полезные предметы и уменьшают количество свалок)
– На заводы ставят фильтры на трубы, и в воздух попадает меньше вредных веществ
– Электромобили (Не загрязняют воздух)
– Деревья (Зеленые листья улавливают и всасывают пыль и грязь из воздуха)
– Комнатные растения (Улавливают вредные пыль и газы, убивают микробов)
– Мы сейчас много говорили о воздухе, а какой он, этот воздух? Есть он в нашем зале? Почему мы его не видим? (Воздух прозрачный).
– Правильно, а через прозрачные предметы все видно. Мы все-таки попробуем воздух увидеть, услышать, почувствовать. Сделаем это через простые опыты в нашей лаборатории.
Дети садятся за столы.
Опыт 1 «Увидеть воздух»
– Возьмите стаканчики с водой и трубочкой для коктейля. Опустите конец трубочки в воду и подуйте в трубочку. Что за пузырьки появляются в воде? (Воздух из наших легких попал в воду. Воздух выходит наружу, когда человек выдыхает, и в воде появляются пузырьки). Проведем еще один опыт.
Опыт 2 «Увидеть воздух-2»
– Возьмите стаканчики с салфеткой на дне. (Салфетка приклеена к дну стакана).
– Как вы думаете, намокнет ли салфетка, если стаканчик перевернуть и опустить в воду? (Предположения детей).
– Опустите стаканчик в воду, держа его ровно, и выньте из воды. Намокла ли салфетка? (Нет).
– Почему? (Воздух внутри стакана не пускает воду внутрь, и салфетка не намокает).
– Теперь опустите стаканчик еще раз, но стаканчик теперь наклоните. Что мы видим? (Пузырьки воздуха).
– Выньте стаканчик и потрогайте салфетку, намокла ли она?
– Вывод: воздух вышел из стакана, его место заняла вода, поэтому салфетка намокла.
Опыт 3 «Услышать воздух»
– Возьмите воздушные шарики и надуйте их. Медленно выпустите воздух из шара. Слышите звуки? (Ответы детей).
– Это мы услышали воздух?
Опыт 4 «Почувствовать воздух»
– Возьмите веер и помашите около лица. Что вы чувствуете? (Легкий ветерок).
– Ветерок – это воздух. Веер подталкивает воздух. Он движется, и вы его чувствуете. Ветер – это движение воздуха.
Опыт 5 «Упругость воздуха»
– Воздух может сжиматься и быть упругим.
– Возьмите пенопластовый шарик и положите в емкость с водой. Стаканчик переверните и опустите с шариком в воду.
– Почему шарик оказался на дне? Вывод: воздух сжался, стал упругим и не пустил шарик вверх.
– Свойство воздуха быть упругим используется при изготовлении мячей.
(Предложить детям поиграть хорошо надутыми и спущенными мячами).
– Хорошо надутый мяч лучше отскакивает от пола.
Опыт 6 «Теплый воздух»
– У воздуха есть еще одно интересное свойство. Теплый воздух поднимается вверх. (Зажигается свеча, над ней на палочке держится змейка из фольги. Нагретый воздух поднимается вверх, и змейка начинает крутиться)
Предложить детям выйти из-за столов и поиграть с мыльными пузырями.
– Почему мыльные пузыри летают? (Потому что воздух находится внутри них).
В о с п и т а т е л ь. Я хочу вам рассказать, где используется свойство теплого воздуха подниматься вверх. 220 лет назад люди придумали для передвижения большие шары из ткани. Их наполняли горячим воздухом, и они могли передвигаться на большие расстояния. Но плохо то, что управлять таким полетом было сложно. Потом появились управляемые аппараты – дирижабли. Их наполняли легкими газами. В настоящее время люди наслаждаются полетами на нарядных воздушных шарах. А маленькие воздушные шарики очень любят дети. Они их надувают, играют с ними.
Раздается стук в дверь. Заходят дети из младшей группы с шарами на палочках. Дети просят украсить шары, т.к. они у них без рисунка.
В о с п и т а т е л ь. Я предлагаю «оживить» шарики: наклеить на них нос, рот, глаза, бантики.
Звучит спокойная музыка. Дети вырезают элементы из самоклеящейся бумаги и приклеивают элементы к шарам. По окончании работы все любуются веселыми шарами и дарят их малышам.
|