ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 5(2014) ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ?
опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы
Цель: обобщить знания детей о водных объектах на Земле, о значении воды для жизни на планете и для каждого из нас; познакомить со свойствами воды и тремя состояниями воды (жидкое, твердое, парообразное); дать представление о методе фильтрования воды (экспериментальная деятельность); развивать аккуратность, чувство вкуса, творческие способности (ручной труд); формировать экологические представления детей.
Материал: украшенный таз или детский бассейн с водой, карточки с изображением свойств воды, термос с горячей водой, зеркальце для каждого ребенка, иллюстрации с водными объектами в природе, географическая карта. Для фильтрования воды: прозрачная емкость, воронка, фильтр (марля, вата) на каждого ребенка. Для изготовления лилии: пластиковая форма (отрезанное дно зеленой пластиковой бутылки с наклеенным в центре квадратом двустороннего скотча), два листа белой бумаги, полоска желтой гофрированной бумаги, ножницы, клей.
Х О Д З А Н Я Т И Я
1-я часть «СВОЙСТВА ВОДЫ»
а) « ВОЛШЕБНОЕ ОЗЕРО»
Дети стоят полукругом около воспитателя
В о с п и т а т е л ь. Дорогие дети, сегодня у нас необычный и даже волшебный день. Послушайте красивую музыку и скажите, что напоминает вам эта музыка? (Звучит музыка капель дождя на диске). Кто же пел нам красивую, хрустальную песенку, какие звуки вы слышали?
Д е т и. Дождь, капли, вода.
В о с п и т а т е л ь. Правильно, дети! Звенят, звенят, капельки, собираются в ручейки и бегут к волшебному озеру. Вы хотите побывать у этого озера? (Дети: «Да!». Звучит музыка воды, ручья). Закрывайте глазки. Представьте, что мы – маленькие капельки воды, плывущие в ручье. Ручей приближается к озеру.
(Дети делают плавательные движения; в это время открывается ширма и за ней появляется волшебное озеро – украшенный большой таз или детский бассейн. Дети открывают глаза и размещаются вокруг озера).
В о с п и т а т е л ь. Дети, давайте поговорим об удивительном веществе, которое называется «вода». Располагайтесь поудобнее, будьте внимательны и активны. Какая же она – вода? Какие у нее свойства? Но перед тем как начать, давайте вспомним правила проведения экспериментов. (Воспитатель напоминает правила и обсуждает их вместе с детьми).
1) Не толкай соседа во время работы!
2) Сначала посмотри, потом повтори!
3) Убери и на место положи!
4) Будь осторожен и внимателен!
В о с п и т а т е л ь. Дети, посмотрите на воду, потрогайте ее и скажите, какая вода? Отвечаем прилагательными. (Холодная, мокрая, чистая, прозрачная).
В о с п и т а т е л ь. А теперь ответьте на такой вопрос: что делает вода? (Глаголы: льется, капает, журчит, бежит и т.д.)
На мольберте вывешивается картинки с изображением свойств воды, знакомых детям. Дети перечисляют свойства:
– Вода течет;
– Не имеет формы;
– Не имеет цвета;
– Не имеет запаха;
– Не имеет вкуса.
В о с п и т а т е л ь. Давайте рассмотрим еще одно свойство воды. Вчера мы с вами налили воду в специальную емкость и заморозили в холодильнике. Что случилось с водой (жидкой) при замерзании?
(Вносит кубики льда и раскладывает в емкости детей. Дети отвечают: «Вода замерзла»).
В о с п и т а т е л ь. Лед – твердая вода. Вода прозрачна, а лед? (Нет). Что происходит со льдом, когда становится тепло? Посмотрите в свои емкости. (Тает, превращается снова в воду). Вот и в природе, с наступлением весны (потеплением) снег и лед тают, снова превращаются в воду. А что произойдет, если кусочки льда опустить в воду?
Дети опускают лед в озеро. Лед плавает.
В о с п и т а т е л ь. Лед легче воды, поэтому он не тонет. Но вода теплее льда, и со временем лед весь растает. Так как лед легкий, он держится зимой на поверхности водоемов. Весной он постепенно тает. Но это еще не все свойства воды. Давайте на некоторое время покинем наше волшебное озеро, переместимся в нашу научную лабораторию и продолжим эксперименты.
б) В ЛАБОРАТОРИИ
Стоит стол воспитателя и несколько столов для детей с необходимым оборудованием. Дети садятся за столы.
В о с п и т а т е л ь. Еще одно свойство воды. У меня на столе термос с горячей водой. Я его открываю, и мы видим… (пар). То есть при нагревании часть жидкой воды превратилась в пар. Помещаем над паром зеркало. На нем выступают капельки воды, оно становится мокрым. Кипит чайник, варится суп, мы моемся в душе – вода превращается в пар. Пар – это вода. Пар, поднимаясь вверх, встречает более холодное зеркало или крышку кастрюли и превращается снова в воду. Вчера мы с ребятами поставили тарелочку с водой на подоконник. Посмотрите, что произошло с водой? (Вода исчезла). Испарилась, то есть – превратилась в пар. Маленькие частички воды, пара всегда присутствуют в воздухе. Внутри человека тоже есть пар.
– Дети, возьмите зеркальца и подышите на них. Проверьте, пальчик сырой? Остался ли след? Это тоже пар. Его мы выдыхаем вместе с воздухом. Водяной пар окружает нас, но мы его не замечаем в помещении. А вот в природе мы можем видеть туман, облака – это тоже водяной пар. На морозе виден пар возле лица человека. Человек, животные, растения состоят из воды. Даже в волосах, костях, мышцах есть вода.
– Итак, вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом (лед) и парообразном. (Демонстрируется схема-рисунок на мольберте).
2-я часть «ВОДА В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
На доске – карта и иллюстрации «вода в природе», водные объекты.
В о с п и т а т е л ь. На Земле воды больше чем суши, воды много. Давайте расскажем, где на Земле можно встретить воду. (Работа с иллюстрациями).
Д е т и. Океаны, моря, реки, ледники, облака и т. д.
В о с п и т а т е л ь. Воды много, но большая ее часть соленая, морская, и пить или использовать в хозяйстве ее нельзя. Многие крупные города, пустынные, горные территории испытывают нехватку воды, настоящее «водное голодание». Большая часть воды используется не для питья или в быту, а на промышленных предприятиях. Поэтому она часто загрязняется. Поэтому воду надо беречь! А как беречь воду? (Не загрязнять, зря не тратить).
– Давайте вернемся в нашу лабораторию. (Дети садятся за столы).
– Грязная вода непригодна для питья, в ней нельзя купаться, использовать в хозяйстве. Но грязную воду можно очищать, как простыми фильтрами.
ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ
В о с п и т а т е л ь. Вы вместе с родителями принесли в детский сад баночки – образцы с растаявшей водой. Расскажите, дети, откуда эта вода?
Д е т и. Из парка «Царицыно», с обочины дороги на улице Веселая, с нашего участка.
В о с п и т а т е л ь. Давайте сравним по цвету, мутности баночки с водой из разных мест
Дети сравнивают и делают вывод: самая грязная вода – с обочины дороги.
– А теперь давайте профильтруем самые грязные образцы (бутылочки).
Вопросы: Стала ли вода чище? Что осталось на фильтре?
3-я часть «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛИЛИИ»
В о с п и т а т е л ь. В природе есть животные и растения, которые обитают только в чистой воде. Одно из них, растущее и в Подмосковье и во многих уголках России, – лилия, водная лилия, кувшинка. (Показ картинки на доске). Лилия является редким растением, исчезающим видом в России. А как вы думаете, почему?
Д е т и. Она красивая, нежная – люди обрывают ее цветы, водоемы загрязняются…
В о с п и т а т е л ь. Правильно! Лилия – символ чистоты, нежности, в том числе – и чистоты водоема. Давайте рассмотрим лилию. Наше волшебное озеро – с чистой водой. И, чтобы другие водоемы не загрязнялись, мы изготовим своими руками такие символы – лилии, запустим их в наше озеро.
(Дети изготавливают лилии).
Последовательность изготовления. Лист белой бумаги складывается два раза. Вырезается лепесток так, чтобы центр листа остался целым. Лист разворачивается, получается цветок с четырьмя лепестками. Так же готовится второй листок. Из гофрированной бумаги изготавливаются шарики для сердцевины лилии. Цветок склеивается и крепится скотчем к пластиковой форме.
Звучит музыка со звуками природы (птицы, вода…). Дети подходят к озеру и запускают лилии.
|