ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 5 (2014) Урок-экскурсия как средство межпредметной интеграции Проведение тематической экскурсии – это замечательный способ объединить несколько предметов в решении совместных задач. Главная задача такого нетрадиционного урока – это качественная подготовка мероприятия учителем, продуманное содержание, постановка воспитательных целей и условий для расширения кругозора и познавательности учеников, стимулирование самостоятельного поиска информации. Дети должны захотеть самостоятельно искать ответы, принимать участие в обсуждении, выполнять задания. Такой урок не должен превращаться в обычный экскурсионный монолог, наоборот, надо стараться делать так, чтобы дети, направляемые учителем, вели экскурсию по теме сами.
Важная особенность, раскрывающая познавательные возможности учеников, это проведение урока вне стен школы. Такое положение раскрепощает детей и настраивает их на качественное усваивание новой информации, поскольку она представляется наглядно и в некоторых случаях практически. Важно не упустить интерес в глазах ребят и следить за каждым участником, вовремя задавая ему вопрос или ставя перед ним поисковую проблему. Это не должно оказаться просто способом пассивного получения знаний. Например, в музее декоративно-прикладного искусства уместнее наводящими вопросами (и ответами на них ребят), рассказывать им историю предметов русского быта. Вопросы могут быть использованы следующие: «На что это похоже?», «Как это можно было использовать?», «Кто это мог бы сделать и для чего?» и др.
Не меньшую роль играет выразительность учителя, с которой он представляет материал. Детей всегда завораживает переменная интонация, неожиданные повороты речи, паузы… Важно преподносить информацию так, чтобы держать ребят в тонусе, не снижая их заинтересованности происходящим.
Планируя такой урок, нужно помнить о том, чтобы его тема и изучаемые материалы соответствовали календарно-тематическому планированию. Результатами урока являются оценки (за ответы, за практическое задание и т.д.), которые должны быть выставлены в журнал как при обычном уроке.
Для лучшей эффективности проведения урока-экскурсии целесообразно предварительно подготовить ребят. Например, рассказать о целях мероприятия, задачах, маршруте, дать индивидуальные задания. Например, собираясь на выставку в ДЦ «Покровские ворота» несколько ребят подготовили рассказ об улице Покровка, на которую мы приехали, и об истории «доходного» дома, в котором проводилась выставка. Если экскурсия планируется в районе, где находится школа, то по ходу маршрута полезно спросить ребят об истории района, где они живут, и дополнить их знания. Например, наша школа находится в Басманном районе ЦАО г. Москвы, что является благодатной почвой для накопления материала в таких экскурсиях и систематизации знаний в проекте «История моего района».
Пешеходная экскурсия может также предусматривать посещение музея. В ходе такой экскурсии учитель побуждает учеников внимательно всматриваться в экспонаты, и с помощью вопросов, в которых содержатся определенные познавательные задания, предлагает им найти ответы в ходе рассматривания предметов. Полезно делить ребят на группы, на микрогруппы для поиска нужной информации и выполнения заданий учителя. В группах ребятам работать комфортнее, быстрее и интереснее. Они уверены в себе и не боятся ошибиться. В ходе их поисковой деятельности развивается наблюдательность, умение анализировать, сравнивать. Учитель руководит процессом поиска ответов на вопросы и аккуратно направляет мыслительный процесс ребят в нужное русло.
Чаще всего в экскурсионной работе используются методы показа, анализа, изложения, вопросно-ответный метод. В экскурсии по музею прием демонстрации является наиболее распространенным, а в экскурсии, проходящей по городу, улице, району, – вспомогательным. Прием воссоздания событий в экскурсии по памятным местам будет необходимым, а в экскурсиях по музею он не всегда применяется. Например, на экскурсии со школьниками младших классов метод беседы должен занять большее место, чем метод изложения. Однако характер творческой работы учителя и учащихся на экскурсии предполагает различное варьирование в применении методов и приемов.
Изучение материала не ограничивается только самостоятельным поиском знаний учениками. В процессе наблюдения учитель, побуждая ребят всматриваться во внешний облик объектов, картин, предметов быта, также сообщает своим слушателям сведения, которые они не в состоянии извлечь. Это может быть новый материал, которым ребята пополняют свой багаж знаний. В процессе такой экскурсии познавательная деятельность учащихся протекает в ходе непосредственного изучения объектов.
Рассмотрим пример урока-экскурсии 5 класса по теме «Виды искусства». В этом уроке представлена интеграция предметов МХК и ИЗО. Изучая новый материал по видам искусства, ребята отправились на выставку графических и масляных работ. По предмету ИЗО в этот момент ребята учатся делать наброски, этюды в графике с применением перспективы. По дороге к музею ребята делились знаниями о тех улицах района, где проходил наш маршрут. В музее ребята проанализировали выразительные возможности живописных и графических работ. Они пытались понять, от чего зависит выбор стиля письма, красок или монохрома.
По замыслу педагога ребята делились на команды и находили ответы на вопросы, которые перед ними ставил учитель. Например, одна команда искала на выставке только работы, сделанные в масляной технике, и отмечала только пейзажи. Желающие имели возможность описать сюжет, передать свое впечатление, подумать о выборе техники и цветовой палитры. Другая команда выполняла работы по графическим работам, приходя к выводам о возможностях линии, штриха и пятна. По итогам поисковой работы, ответы, выводы и резюме ребята слушали все вместе, обсуждая, дополняя, а иногда не соглашаясь с каким-либо выводом. Затем у них была возможность на расположенных рядом Чистых прудах выполнить практическую работу по закреплению полученных (найденных) знаний. Ребятам были розданы доски, бумага, карандаши и дано задание – от руки сделать набросок парка, учитывая воздушную и линейную перспективу. В ходе выполнения задания учитель направлял действия учащихся, помогал им по мере необходимости советами. По итогам работы каждый этюд просматривается и анализируется на предмет правильности выполненного задания. Чтобы потренироваться дома и исправить недочеты, ребята сфотографировали вид парка, который рисовали. В дальнейшем ученики принесли готовые работы в школу, и там была организована выставка графических работ «Чернь с серебром».
В данной статье была рассмотрена эффективность проведения музейных и внемузейных экскурсий. Была сделана попытка привлечь внимание к экскурсиям как действенной форме активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения и воспитания. Думается, что убедительным аргументом в пользу использования экскурсии в образовательной деятельности является ее неординарность, яркость, способность показа учебного материала с необычных и увлекательных сторон, стимулирование творческих сторон занятий с учащимися и ее последующая перспективность.
Анализ изложенного материала позволяет сделать вывод о том, что практически любой учитель, должен хотя бы изредка проводить уроки экскурсионного типа. Это формирует новый стиль педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач, не только посредствам учебника, но и с помощью наглядного материала и практических работ. Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|