ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 5(2014) ЗНАЧЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современное общество является сложной многокомпонентной системой, в которой постоянно происходят экономические и политические изменения, ведущие к развитию государства. Объем знаний об окружающем мире непрерывно растет, каждый день в мире осуществляются новые открытия в различных областях знаний. Современный человек находится в условиях, когда результатом его обучения и развития должен выступать не некоторый усвоенный набор информации, а всесторонняя развитость личности, позволяющая самостоятельно получать и анализировать необходимые сведения и выстраивать свои действия адекватно окружающей действительности.
Одним из средств формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности является художественно-эстетическое воспитание. Очевидно, что формирование эстетического отношения к окружающей действительности – это сложный непрерывный процесс, который не прекращается на протяжении всей жизни, но именно дошкольный возраст становится важнейшем этапом развития фундамента эстетического развития, на котором впоследствии будет строиться развитие и саморазвитие личности.
Б.Т. Лихачев (3) определяет понятие «эстетическое воспитание» как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Он говорит о том, что сердцевиной системы эстетического воспитания является воздействие средствами искусства и на этой основе – художественное воспитание, образование и развитие дошкольников.
Л.Н. Иванова (1), анализируя музыкально-эстетическое развитие личности за рубежом, отмечает, что возможности музыки как средства развития человеческой личности изучаются мыслителями, философами, педагогами в течение многих веков. В Древнем Китае музыка использовалась в качестве средства развития таких моральных качеств, как великодушие, спокойствие, проницательность, скромность, вежливость, честность. Древние греки считали музыку важным средством общественного воспитания, оказывающим неоценимое влияние на нравственный мир человека и формирование его характера. В Средневековье искусство стало приобретать, скорее, прикладное значение, являясь инструментом для развития религиозной нравственности, но с переходом к идеалам гармонично развитой личности человека Возрождения музыка снова стала исполнять роль стимула нравственного совершенствования.
Цзян Сюхун (5) считает, что музыка обладает особым потенциалом для объединения культур, установления связей между людьми различных национальностей, для познания мира человеческих мыслей и чувств, для стирания границ между странами. Также автор говорит о том, что процесс музыкального воспитания дошкольника имеет огромный развивающий потенциал. Музыка позволяет целостно развиваться личности дошкольника, помогает ему познавать собственные чувства и эмоции, а также чувства и эмоции окружающих людей. Кроме этого, правильно подобранная музыка обеспечивает комфортную эмоциональную атмосферу, содействующую детскому развитию.
Н.Я. Кушнирык (2) утверждает, что важной частью способностей детей к общению является музыкальный язык. Ребенок передает миру информацию, которую пока не способен транслировать через словесный язык, в движениях и песнях. С помощью музыкального языка он может наладить общение со сверстниками, продемонстрировать особенности своей личности, завести друзей.
Автор отмечает, что главная цель музыкального развития дошкольника – знакомство ребенка с разнообразным миром музыки, с различными средствами музыкальной выразительности, создание благоприятного отношения к музыкальному искусству. Поэтому для развития музыкальной культуры, а через нее – дальнейшего эстетического воспитания дошкольника, необходимо выполнять несколько простых правил:
– поощрять желание детей слушать музыку, эмоционально о ней отзываться, рассказывать о ней;
– формировать опыт музыкальных впечатлений;
– развивать музыкальные способности, творческое воображение и мышление;
– совершенствовать умение слушать музыку, различать ее интонацию, мелодию, смысловое наполнение;
– поддерживать желание детей передавать настроение музыкального произведения в рисунке, театральном действе, литературном творчестве.
Обычно специалисты советуют начинать знакомство дошкольников с классической музыкой с прослушивания композиций Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха, Вивальди, Шопена, Брамса, Глинки, Бетховена, Чайковского, Прокофьева, обращая внимание на произведения, специально написанные для детей. Однако существуют и другие мнения. Например, Р.А. Матвеева (4) считает, что помимо прослушивания репертуара, ориентированного на дошкольников, необходимо знакомить воспитанников и с серьезными шедеврами музыкального искусства, расширив традиционные списки произведений, представленные в программах воспитания и обучения в детском саду, классическим композиторским наследием.
В качестве примера автор называет произведения, затрагивающие темы природы и животного мира. Даже музыка, изначально предназначенная для взрослых слушателей, рисует природу определенными звукоизобразительными приемами, наиболее типичными для изображения подражаний голосам животных и птиц, шумам природы, понятным даже дошкольникам. Среди таких произведений можно выделить, например, скрипичные концерты «Времена года» А. Вивальди, некоторые симфонии И. Гайдна («Утро», «Полдень», «Вечер», «Медведь»); части «Пасторальной симфонии» Л. Бетховена, «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, пьесы из «Карнавала животных» К. Сен-Санса и множество других. В подобных сочинениях дети легко могут почувствовать общее настроение музыки, выделить в ней звукоизобразительные моменты, услышать яркие средства музыкальной выразительности, определяющие характер того или иного музыкального образа.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
– Проблема эстетического развития личности во все времена развития человеческого общества являлась актуальной, не потеряв этой актуальности и сейчас.
– Дошкольный возраст является одним из самых благоприятных периодов для формирования у ребенка художественно-эстетической культуры, и важным средством для такого формирования выступает музыкальное воспитание, с древних времен признанное существенным рычагом общественного воспитания.
– Поэтому очень значимым представляется постоянное знакомство дошкольника с выдающимися образцами мировой классической музыки, при этом в репертуаре следует использовать не только произведения, написанные композиторами специально для детей, но и правильно подобранные «взрослые» произведения, часто интуитивно понятные детям и без специального разъяснения.
Использованная литература:
1. Иванова Л.Н. Музыкально-эстетическое воспитание личности в истории зарубежной педагогической мысли// Журнал «Образование и саморазвитие». – Казань: ООО «Центр инновационных технологий». – Т.1. – № 23. – 2011. – С.176-180.
2. Кушнирык Н.Я. Музыка и ее влияние на развитие ребенка дошкольного возраста// Журнал «Вектор науки Тольяттинского государственного университета». – Тольятти: «Тольяттинский государственный университет». – № 2. – 2010. – С. 196-198.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
4. Матвеева Р.А. Восприятие музыки детьми раннего возраста// Журнал: «Вестник Томского государственного педагогического университета». – Томск: «Томский государственный педагогический университет». – № 2. – 2008. – С. 26-29.
5. Цзян Сюхун. Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая// Журнал «Педагогическое образование в России». – Екатеринбург: «Уральский государственный педагогический университет». – № 1. – 2011. – С. 70-76.
|