ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 5(2014) НЕУГОМОННЫЙ МОЙ СВЕРЧОК как победить гиперактивность дошколят
Обращаясь к родителям, известный педагог А.С. Макаренко писал: «…Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году его жизни. Если вы до пяти лет не воспитаете, как нужно, потом придется перевоспитывать».
Если мы будем любить детей не зависимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее всего избавятся от раздражающих нас привычек и выходок.
Сегодня многие воспитатели сталкиваются с серьезной проблемой: как вести занятия, если есть дети, которые не в силах усидеть на месте. Они беспричинно балуются, бузят, не реагируют на привычные замечания. Наказывать? Но психологи уверены: у таких детей синдром гиперактивности, и наказания не помогут! В подготовительной к школе группе сейчас как минимум по 1-2 таких ребенка. Они не могут усидеть на месте, вертятся, разговаривают, заводят соседей, порой срывая занятия. Беда в том, что многие родители и воспитатели подобные детские выкрутасы списывают на непослушание, вредность, невоспитанность и дурной характер.
Сложные дети вызывают у взрослых раздражение, их ругают, ругают, ругают…
А на самом деле они сами являются заложниками особенностей своей психомоторики. По расчетам нейропсихологов, 5-7 % всех детей «награждены» синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Правильное название проблемы – «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Это нейрофизиологическая функция. Нельзя сказать, что гиперактивные дети больны, но их нервная система требует обязательной корректировки, лечения, помощи. Иначе неуправляемые малыши вырастают в девиантных подростков, а те, в свою очередь, – в депрессивных, не уверенных в себе, а порой и склонных к суициду или уголовщине взрослых.
Почему они такие? В 80% случаев проблемы гиперактивного малыша – это последствия тяжелой беременности, внутриутробной гипоксии (недостатка кислорода), недоношенности. Спровоцировать проблему могут поражения центральной нервной системы, травмы головы и шейного отдела позвоночника. Если в семье постоянные скандалы, если ребенка все время ругают, то это тоже влияет на развитие гиперактивности.
В первый год жизни гиперактивные детки чрезмерно чувствительны к яркому свету, с трудом засыпают, мало спят. Переворачиваться и садиться они начинают либо позже, либо, наоборот, намного раньше других, могут вовсе не ползать, а сразу встать и пойти.
В год-два малыш делает много хаотичных, суетливых движений. Он позже других начинает изъясняться фразами, позже овладевает сложными движениями, например, прыжками, он неловкий и неуклюжий.
Но уже в три года ребенок становится неуправляемым, он не способен усидеть на месте во время занятий.
В 5-6 лет, когда начинается настоящее обучение – занятия в детском саду, подготовка к школе, – ребенок быстро утомляется, ведь нагрузки растут, а эмоциональное развитие гиперактивиста запаздывает. Малыш становится вспыльчивым, неуравновешенным, не верит в себя, в свои силы. Иногда все эти проблемы проявляются тиками, страхами, головными болями, энурезом. В подготовительной группе ребенок часто ругается и дерется, с трудом находит друзей, он нетерпелив и легковозбудим. Он не может сконцентрироваться на занятиях, несмотря на то, что интеллект его может быть выше, чем у других. Гиперактивиста всегда надо подгонять.
Когда в подготовительной к школе группе начинается знакомство с написанием букв, то гиперактивист делает нелепые ошибки, пропускает буквы, в одном слове он может написать буквы разного размера, в его тетради грязь. Организм гиперактивного ребенка как пружина – в течение дня она сжимается, пока малыш пытается справиться с физическими и эмоциональными нагрузками, а вечером, дома расслабляется, и пружина разжимается – малыш становится агрессивным, кричит, дерется, не может улечься спать. Ребенок отвечает, не дослушав вопроса, очень много говорит, вмешивается в разговоры и игры других.
Он часто падает, ударяется, обжигается. Если обычный ребенок, обжегшись о горячую духовку, запомнит это и в следующий раз уже не будет трогать плиту, то гиперактивный не выносит урока из ситуации, не запоминает последствий.
Что же делать?
Родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это ни произошло, должны проконсультироваться с врачом-неврологом и провести обследование ребенка. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской психологии. Врачи могут провести электроэнцефалографическое исследование – с помощью электродов, накладывающихся на голову, зарегистрировать потенциалы мозга и выявить соответствующие изменения. А затем, если будет подтвержден СДВГ, желательно пройти комплексную коррекцию в нейропсихологическом центре, где ребенка научат чувствовать возникающее напряжение и снимать его.
Помощь таким детям заключается не только в медикаментозном лечении: в большой мере помочь может общая система их развития. И в этом плане трудно переоценить поддержку родителей.
Памятка для родителей гиперактивных детей
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!
Старайтесь избегать запретов. Предлагайте альтернативу: «Не нужно рисовать на обоях, лучше я прикреплю к стене большой лист бумаги, и ты сможешь рисовать на нем».
Указания должны быть четкими, не больше десяти слов.
Необходимо хвалить и поощрять ребенка за хорошие поступки и достижения.
Ребенок должен жить по строгому режиму. Если все необходимое будет делаться изо дня в день в одно и то же время, малышу легче будет сформировать правильные привычки.
Не подавляйте активность ребенка: «Не бегай, сиди тихо». Лучше постарайтесь направить энергию в нужное русло, например, – спорт (но только не травматичный). Пойдут на пользу танцы, бег, лыжи, плавание, пение и простые прогулки. Установите дома стенку, кольца, турник. Стол малыша ставьте в тихом месте, далеко от телевизора.
|