Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
15:45
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015

Щербинина В.А. Компьютерная зависимость как приобретенное нарушение.
07.11.2015, 05:50

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРИОБРЕТЕННОЕ НАРУШЕНИЕ. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ = АУТИЗМ: ВЫХОД ЕСТЬ

Щербинина В.А.

Пояснительная записка

Данное мероприятие было проведено на базе одной из московских поликлиник в ходе фестиваля, приуроченного к празднованию Дня защиты детей, для родителей и медицинских работников Центра здоровья ребенка. Форма этого мероприятия может варьироваться и быть изложена в следующих формах: лекция, консультация, родительское собрание, выступление на конференции или конгрессе.

Цель данного мероприятия: обратить внимание родителей (законных представителей ребенка), а также врачей к проблеме компьютерной зависимости у детей дошкольников и понять, что только своевременная и совместная работа ведет к устранению проблемы и способствует возврату к нормальной жизни многих детей.

Новизна проекта: состоит в том, что компьютерная зависимость рассматривается не как патологическое хобби, а как ПРИОБРЕТЕННОЕ НАРУШЕНИЕ и, значит, ОБРАТИМО.

Инновация подхода: заключается в том, что проблема рассматривается не односторонне, а в формате 3D, включая в себя всестороннюю диагностику ребенка.

Учитывая важность и своевременность данного направления, я работаю над описанием методики полного диагностирования ребенка с компьютерной зависимостью, изучая и выделяя виды зависимости, ее стадии и природу возникновения.

В последнее время развитие IT-технологий движется вперед с необычайной скоростью. Мы уже не замечаем, как изменяется мир наших детей – все чаще, от огромной занятости и для высвобождения свободного времени на домашние дела, мы даем детям в руки телефоны, планшеты, усаживаем за компьютеры. Показываем, как нажимать и где для загрузки мультфильмов и  игр, покупаем игровые приставки и разрешаем с ними идти в детский сад или школу. А между тем, мы сами, в первую очередь, создаем благодатную почву для формирования компьютерной зависимости.

            В своей статье «Компьютерная зависимость, как приобретенное нарушение» (научно-методический сборник «Образование. Дети. Творчество» № 9, 2014; Интернет-журнал «Талантливый педагог» № 6, 2014), на основе многолетних наблюдений и изучении работы «О неврозах» Ф. Перлза, я предположила, что компьютерная зависимость – это цепочка накопленных психозов, доведенная до невроза. Следовательно, это обратимое состояние, которое при адекватных мерах и своевременном лечении может вернуть ребенка к нормальной жизни, то есть, это приобретенное нарушение.

            Психологи полагают, что моделирование, проигрывание, проживание различных ситуаций способствует развитию воображения, творческих способностей, познавательных потребностей. Вместе с тем, этот уход от трудностей и реалий окружающей действительности в виртуальный мир может стимулировать аутизацию пользователей, и чаще этому подвержены несформировавшиеся личности детей. К аутизации могут привести компьютерные игры, замена реального опыта виртуальным. У поглощенных информационными технологиями детей отмечается сужение интересов, замкнутость, социальная изоляция.

Стоит напомнить, что в нашей стране пока не ведется полной статистики по детям, страдающих аутизмом, но от этого проблема не становится меньше. 

            Как мы знаем, в широком смысле аутизм – это группа заболеваний, имеющих некоторые общие симптомы (расстройства аутистического спектра). Особенно явно они обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Вот они:

Нарушение речи. Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети в возрасте до 12 месяцев не гулят, могут издавать одни и те же звуки, в 2 года у них крайне бедный словарный запас (порядка 15 слов), к 3 годам они почти не способны комбинировать слова. Зато дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эхо, придумывать собственные слова (неологизмы), при этом многие не пользуются речью для общения. Аутисты говорят о себе в третьем лице, не используют обращений и личных местоимений.

Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь – с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.

Проблемы в социализации. Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами – тревогу. «Дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.

Приступы агрессии. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других и на самих себя, последнее зафиксировано у 30 % больных.

Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или не сможет заменить ложку палочкой, он может лишь повторять чьи-то действия, увиденное и услышанное. Проявление аутизма у детей – это еще и нестандартное использование игрушек: например, ребенок не катает машинку, а часами крутит ее колесо. Другой вариант – приверженность только к одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.

Стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т. д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются, впадают в агрессию. Такая реакция может проявиться при переезде в другую квартиру, если кто-то переставит игрушки на полке и др.

            Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи. Есть более легкие формы заболевания, при которых аутист оканчивает школу, работает, создает семью. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм своевременно распознается докторами.

            Существуют не только поведенческие, но и физические, и физиологические признаки аутизма у детей. Нельзя сказать, что все они встречаются у каждого больного аутизмом, но есть некоторая тенденция к данным особенностям организма. Перечислим их:

– слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие,

– судороги,

– ослабленный иммунитет,

– синдром раздраженного кишечника,

– рост бактерий и дрожжей в ЖКТ,

– нарушение функций поджелудочной железы.

            Для того чтобы заподозрить расстройство аутистического спектра, необходимо одновременное наличие у ребенка трех симптомов:

а) трудности в социальном взаимодействии,

б) коммуникативные нарушения,

в) повторяющееся, стереотипное поведение.

            Следовательно, некоторая аутизация, приобретенная из-за чрезмерного увлечения компьютерными играми, излечима – важно лишь понять причину ее возникновения, а, значит, важны ее своевременная диагностика и лечение. Ведь после этого такие дети возвращаются в нормальное состояние и способны к быстрому освоению умений и навыков, присущих их возрасту.

            Если дети младшего дошкольного возраста из-за неумения хорошо говорить не в состоянии описать свое состояние словами, то дети старшего дошкольного возраста, а также школьного, описывают свое недомогание словами и терминами, ограниченными и свойственными жаргону в результате долгого общения в чате сетевой игры. Например, «меня колбасит», «я завис», «мне нужна перезагрузка». Они не находят понимания у взрослых и не могут другими словами описать свое состояние в силу скудного словарного запаса.

            Часто взрослые относятся к таким детям, как к имеющим задержку психического развития. Родители боятся вести свое чадо к врачу-психиатру и ограничиваются лишь приемом у терапевта, в лучшем случае – у невролога. Но нужно понимать, что только совместная работа всех специалистов ведет к выздоровлению: психолог выявит проблемы коммуникативного свойства, терапевт – физические проявления, а психиатр поможет в лечении невроза, в восстановлении и развитии основных функций головного мозга, потерянных или ослабленных в связи с увлеченностью компьютерным компонентом.    Дальнейшие занятия с психологом и возможно с логопедом вернут ребенка на ту ступень развития, которая соответствует возрасту ребенка. Важно, обнаружить и решить проблему на ранней стадии, пока она не развилась до необратимого состояния деградации личности.

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 | Добавил: Admin | Теги: блоки Дьенеша, дети, образование, Талантливый педагог, интернет журналы, Моя сказка, творчество
Просмотров: 1007 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz