Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
20:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015

Александрова Е.Б., Гордеева Т.А., Проничкина Т.И.Дифференциация звуков [Р], [Р’] Буква Р
13.06.2015, 11:46

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)

Конспект открытого интегрированного фронтального                   логопедического занятия

«Дифференциация звуков [Р], [Р’] Буква Р»     (Как ребята учили Мартышку Риту трудным звукам)

(подготовительная к школе группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

Цели:                                                                                                                                                                   формировать фонематическое восприятие детей на основе различения звуков по мягкости, твёрдости; закреплять навыки послогового чтения простых слов;

Задачи:                                                                                                                                                                               1. Формировать умение дифференцировать звуки р / рь на слух;                                                                                                                                                             2. Закреплять навык дифференцированного произношения звуков р / рь в слогах, словах, предложениях,                                                                                                                                                                3. Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа; закреплять понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;                                                                                                                                              4. Познакомить  с буквой Рр.                                                                                                                                         5. Продолжать учить придумывать предложения с заданным количеством слов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           6. Развивать общую  и мелкую моторику, координацию речи с движением;                                                          7.Продолжать учить детей приёмам мышечного напряжения и расслабления. Обучать правильному диафрагмальному дыханию посредством дыхательных упражнений. Развивать ощущение движения органов дыхания,  главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует  груднобрюшному типу дыхания. Увеличивать объём дыхания, нормализовать его ритм. Вырабатывать плавный, экономный, длительный выдох.                                                                                                                                                                        8. Развивать зрительное  внимание и восприятие.

Подготовительная работа:  Почтальон приносит письмо.                                                                                      «ЗДВАСТВУЙТЕ ЯБЯТА! ЖДИТЕ В ГОСТИ.  БУДУ В СЬЕДУ 8 АПЬЕЛЯ. МАВТЫШКА ЙИТА»                           (замена [Р] =  в; [Рь] = 0 )                                                                                                                                            Письмо читается. «Догадываемся»,  почему написано непонятно. Автор как говорит, так и пишет. Как произносит звуки неправильно, так и буквы  пишет неверно. Мартышка Рита не умеет правильно произносит трудные звуки  [Р] и  [Рь].  Решаем: все ребята уже научились произносить эти трудные звуки и ошибок на письме делать не будут. А мартышку Риту надо научить.                                                          

  Вечерняя работа воспитателя: познавательная информация,  развивающие задания, дидактические игры «Лото», «Меморина», пазлы по теме « Животные жарких стран»; подарки для гостей - аппликации «Дикие Животные жарких стран». Строительство из мягких модулей и стульчиков корабля.                                                                                                                                                           

Оборудование:                                                                                                                                                                                        игрушка с языком Мартышка Рита, которую ведёт взрослый (преподаватель по ритмике); логопедический зонд с шариком для постановки звука [Р]; картинки тигра и тигрёнка;  демонстрационные картинки синий и зелёный кораблики для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец); буква Рр  стилизованная, фотография «Рита с шарами». Кроссворд «Животные жарких стран», игрушки в корзинке (зебра, жираф, тигр, черепаха), маркеры для отгадывания кроссворда. Кроссворд на мольберте в игровой зоне с нарисованным кроссвордом из 4 слов. Игровая зона оформлена под Африку, корабль из мягких модулей и стульчиков по количеству детей. Запись гудка парохода, запись криков чаек, запись песенки  «паровоз Букашка»

На столах у детей: звуковая линейка; перевёрнутая изображением вниз картинка со звуком [Р] или  [Рь]  для  корабликов; рабочая тетрадь Н.В. Нищевой; синий и зелёный карандаши; касса букв со схемами для звукового анализа.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  • Дети построились по краю ковра                                                                                                                          Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам гостей пришло! Они прилетели к нам из другой страны! Это страна Сербия. Наши языки немного похожи.  Давайте поздороваемся! Добр Дан! Это по-сербски. А как по-русски? Добрый день! Мы покажем  гостям наше занятие.
  • Д/игра «Искра». Чтобы настроение детей стало приподнятым, и они почувствовали сплоченность коллектива, логопед предлагает детям подарить друг другу искорку своего тепла и улыбки.

Дети по очереди поворачиваются друг к другу, слегка нажимая на ладонь, улыбаются, смотря другу в глаза. Так искорка бежит от ребёнка к ребёнку. Объявляется тема                                                                 Логопед: Ребята, сегодня мы будем различать трудные звуки [Р] и [Рь].

Посадка за столы.

2. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ  «Обучение мартышки».                                                                                                                          Звонок в дверь

Логопед:  Ребята, в гости к нам пришла мартышка Рита. Та самая, от которой мы получили письмо.

Логопед: Здравствуй, Рита!

Дети: Добрый день, Рита!

Рита:  (замена [Р] =  в; [Рь] = 0 ) Пьивет! Очень вада вас видеть! Я пьинесла вам шавы. А чем  вы здесь собияитесь заниматься?

 Логопед: А мы учимся различать очень трудные звуки [Р] и [Рь]. А произносить правильно мы их уже умеем.

Рита: А зачем пвавильно?

Логопед: Ребята, для чего нужно уметь правильно и красиво говорить?

Ребенок: Для того чтобы нас понимали, чтобы легко было учиться в школе.

Рита: А я тоже хочу научиться пвавильно, говоить

Логопед: Оставайся с нами, мы и тебя научим. Надо хорошо потрудиться.

- Для того чтобы звук получился, надо:

• открыть рот

• поднять язычок за верхние зубки на бугорки

• и на сильном выдохе произнести: «ДДДДДДДДДДД»

• язычок задрожит и завибрирует

• а я помогу тебе вот этой палочкой с шариком.

Логопед берёт логопедический зонд с шариком. Рука логопеда вставляется в куклу и детям становится виден язык Риты. Мартышка всё делает неправильно. Спрашивает ребят: «Я пвавильно делаю?» Наконец, получается.

Рита:  УРА!!!!!!!

3. ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

Давайте потренируемся в произношении. Это тигр (картинка тигра), а это его маленький тигрёнок (картинка рычащего тигрёнка). Тигрёнок рычит мягко и нежно: «рь». А тигр рычит (картинка рычащего тигра) Проговаривание хором.  Картинки выставляются на доску: большой синий магнит - тигру, зелёный магнит тигрёнку.                                                                                                                                                    Логопед:

·        Если показываю картинку тигра, надо порычать, как тигр: « РРРРРРРРРРРРР»

·        Если картинку тигрёнка, нужно порычать мягко и нежно, как тигрёнок: «РЬ РЬ РЬ РЬ РЬ»

 Мартышка повторяет вместе с ребятам.

 Рита рассказывает, что живёт в Африке. У неё там много друзей. Приглашает в Африку. Обещает путешествие: сначала поездом, потом пароходом. Обещает приехать за ребятами на паровозе Букашка.

И убегает, чтобы всем показать, как она научилась рычать.

4. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

  • ЗВУКИ                                                                                                                                                                                     Логопед: Мы же не всё рассказали мартышке Рите о трудных звуках [Р] и [Рь]

- Дать характеристику звукам [Р] (согласный, звонкий, твёрдый) обозначаем все твёрдые синим цветом (тигр - синий магнит) и [Рь] (согласный, звонкий, мягкий), обозначаем все мягкие зелёным цветом (тигрёнок - зелёный магнит)

- Работа со звуковыми линейками.  Ребята научились различать эти звуки на слух. Дети открывают верхние окошки, если услышат звук  [Р] «как зарычал тигр»; и нижние окошки [Рь]  «как зарычал маленький тигрёнок».

  • СЛОГИ                                                                                                                                                                              Д/игра «Камень-вата».

Логопед:  Если в слове вы услышите твердый звук, то пальчики сжимаете в кулачки, как камень. Если в слове мягкий звук, то ладошки распрямляете, словно мягкую вату. РА; РО; РИ; РЯ; РЁ; РЫ; (со всеми)

Логопед: Я скажу твёрдый, а ты мягкий слог (с движением «камень –вата»): РА - РЯ; РО - РЁ; РЫ – РИ; РУ - РЮ; РЭ –РЕ (выборочно)

 Запись пароходного гудка. На доску выставляются демонстрационные картинки кораблей синий и зелёный                                                                                                                                                                                СЛОВА                                                                                                                                                                                    Д/И «Подарки для Риты»

Логопед: К нам  прибыли сказочные кораблики. На них поплывут подарки в Африку; на синем корабле поплывут слова с твердым звуком [Р], на зеленом с мягким звуком [Рь]. На столе у вас картинки-подарки.

Раз – подвинули картинку; два - перевернули; три – смотрим.                                                                                 Дети называют своё слово, нажимая голосом на искомый звук. Говорят, какой звук они слышат [Р]  или [Рь]. Выставляют картинки на магнитную доску под кораблики с учётом позиции звука в слове (начало, середина, конец слова). Если ребёнок ошибается, ребята помогают исправить.                                                                                                                                                          ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                                                                                                                                  Далее говорят, что подарили Рите.  

Дети: « Я подарил Рите ромашку…» и тд.

5. ФИЗМИНУТКА.

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули. Кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем,

Крылья сложили назад.

(Запись криков чаек) Какие птицы  нам кричат? Это морские чайки. Они торопят нас в путешествие.

А мы еще с буквами не работали. (С доски убираются корабли. Они уплыли).                                                                                                 

6. АНАЛЕТИКО - СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  •       БУКВА

 Чем отличается звук и буква?

Звук произносим и слышим, букву видим, пишем и читаем. Демонстрация буквы Рр.

Логопед: Звуки  [Р]  и [Рь] звучат по разному, они разные по месту образования. А обозначаются они одной буквой. Выглядит она вот так  (демонстрация буквы). Буква  бывает большая и маленькая.                                                                                Логопед предлагает  открыть по закладке рабочую тетрадь Нищевой. Заштриховать большую букву  «Р» синим, маленькую «р» зелёным. Напоминает об аккуратности, о том, что штриховать надо слева направо, полосочка к полосочке.

  • ПРЕДЛОЖЕНИЕ                                                                                                                                                             На доску выставляется фотография мартышки  Риты с шарами.                                                                        Логопед:  Придумайте предложение по этой картинке из 3 –х слов. Что у Риты?

  У РИТЫ ШАРЫ.

Д/упражнение «Полоски и кружочки» (звуко – буквенный  анализ)

Дети выкладывают схему этого предложения. Предложение разбирается на слова, слово на слоги, слоги на звуки (гласные обозначаем красным, твёрдые согласные - синим, мягкие согласные - зелёным), под звуком буква. Один воспитанник работает у доски. Проверяется правильность выполнения задания.                                                                                    Логопед выборочно опрашивает детей.

 Логопед: Какое 3-е слово – «ШАРЫ», 1-е – «У» , 2-е – «РИТЫ»                                                                                                                    Сколько слогов в 3-м  слове? Прохлопай.  – В слове ШАРЫ - 2 слога.                                                                                                                                                                                                                                                                      Назови 1- слог - ША. Назови 2-й - РЫ.                                                                                                                           А сколько гласных в этом слове? - Тоже 2. Сколько гласных столько и слогов.                                                                                    Назови гласные в этом слове- А, Ы.

 Назови звуки по порядку во 2 –м  слове: [Рь], [И], [Т], [Ы],

- Звучит весёлая музыка. Мартышка приехала за детьми на паровозе Букашка. Дети едут в порт.

7. ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА  «Паровоз Букашка»

 Паровоз «Букашка» везёт ребят в порт. Посадка на пароход.                                                                                                                                    Логопед: Мы плывем в Африку. Уже подплываем к берегу. Берём подзорную трубу (складываем руки в подзорную трубу). Смотрим.  Какие животные там живут (вспоминаем).                                                                                     Дети: «Я вижу носорога», «Я вижу жирафа» и тд                                                                                                                      Логопед: Вот мы подплыли к пристани.                                                                                                                             Дети выходят по одному.

8. РАБОТА С КРОССВОРДОМ.                                                                                                                                   Мартышка Рита очень рада. Она приготовила детям кроссворд. Дети садятся на морской песочек (ковёр) и отгадывают загадки. Выставляются игрушки – отгадки. И один из детей  записывает отгаданное слово в кроссворд. Если кроссворд отгадают правильно, то узнают, кто подруга у этих африканских зверей (РИТА).

Не впрягут меня в повозку.

Я ношу наряд 8 полоску -

Погляди, моя рубашка -

Как у моряка тельняшка!

Дом мой - в африканских недрах...

Не лошадка я, а... (Зебра).

 

В жаркой Африке гуляет.                                                                                                                  Длинной шеей удивляет.                                                                                                                      Сам высокий, будто шкаф,                                                                                                               Жёлтый, в пятнышках... (Жираф).

Он огромный и усатый,                                                                                                                                   И (к тому же) полосатый.                                                                                                                    Если встретишь, не до игр!                                                                                                                      Потому что это - ....(Тигр)

Кто всех медленней ползёт,                                                                                                                   Домик на себе несет?                                                                                                                    Спрятать голову от страха                                                                                                                      Может в панцирь.....(Черепаха).

9. РЕЛАКСАЦИЯ.                                                                                                                                                       Мартышка Рита проводит Релаксацию – дыхательную гимнастику.                                                                  Дети ложатся на морской песочек (ковёр) на спину и под спокойную музыку кладут руки в замочке на живот (это лодочка). Стопы распадаются. Тело расслаблено. Спокойный вдох животом «Шарик надувается», выдох – «А потом сдувается». Качаем нашу лодочку на животике (следим, чтобы дыхание было диафрагмальное, а не верхнеключичное).

- Глазки открываем. Коленочки обхватываем и «перекатиком» садимся.

10. ИТОГ: Ребята строятся по краю ковра.

Чему мы научили мартышку Риту? Различать трудные звуки [Р] и [Рь]. Что ещё делали на занятия. Похвалить всех. Прощание с мартышкой Ритой. Она дарит ребятам  призовые наклейки с животными жарких стран. Дети клеят их в свои дневнички.

Ребята дарят гостям из Сербии аппликации «Дикие Животные жарких стран».

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 | Добавил: Admin
Просмотров: 866 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz