ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)
Конспект открытого интегрированного фронтального логопедического занятия
«Дифференциация звуков [Р], [Р’] Буква Р» (Как ребята учили Мартышку Риту трудным звукам)
(подготовительная к школе группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи)
Цели: формировать фонематическое восприятие детей на основе различения звуков по мягкости, твёрдости; закреплять навыки послогового чтения простых слов;
Задачи: 1. Формировать умение дифференцировать звуки р / рь на слух; 2. Закреплять навык дифференцированного произношения звуков р / рь в слогах, словах, предложениях, 3. Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа; закреплять понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; 4. Познакомить с буквой Рр. 5. Продолжать учить придумывать предложения с заданным количеством слов 6. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением; 7.Продолжать учить детей приёмам мышечного напряжения и расслабления. Обучать правильному диафрагмальному дыханию посредством дыхательных упражнений. Развивать ощущение движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует груднобрюшному типу дыхания. Увеличивать объём дыхания, нормализовать его ритм. Вырабатывать плавный, экономный, длительный выдох. 8. Развивать зрительное внимание и восприятие.
Подготовительная работа: Почтальон приносит письмо. «ЗДВАСТВУЙТЕ ЯБЯТА! ЖДИТЕ В ГОСТИ. БУДУ В СЬЕДУ 8 АПЬЕЛЯ. МАВТЫШКА ЙИТА» (замена [Р] = в; [Рь] = 0 ) Письмо читается. «Догадываемся», почему написано непонятно. Автор как говорит, так и пишет. Как произносит звуки неправильно, так и буквы пишет неверно. Мартышка Рита не умеет правильно произносит трудные звуки [Р] и [Рь]. Решаем: все ребята уже научились произносить эти трудные звуки и ошибок на письме делать не будут. А мартышку Риту надо научить.
Вечерняя работа воспитателя: познавательная информация, развивающие задания, дидактические игры «Лото», «Меморина», пазлы по теме « Животные жарких стран»; подарки для гостей - аппликации «Дикие Животные жарких стран». Строительство из мягких модулей и стульчиков корабля.
Оборудование: игрушка с языком Мартышка Рита, которую ведёт взрослый (преподаватель по ритмике); логопедический зонд с шариком для постановки звука [Р]; картинки тигра и тигрёнка; демонстрационные картинки синий и зелёный кораблики для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец); буква Рр стилизованная, фотография «Рита с шарами». Кроссворд «Животные жарких стран», игрушки в корзинке (зебра, жираф, тигр, черепаха), маркеры для отгадывания кроссворда. Кроссворд на мольберте в игровой зоне с нарисованным кроссвордом из 4 слов. Игровая зона оформлена под Африку, корабль из мягких модулей и стульчиков по количеству детей. Запись гудка парохода, запись криков чаек, запись песенки «паровоз Букашка»
На столах у детей: звуковая линейка; перевёрнутая изображением вниз картинка со звуком [Р] или [Рь] для корабликов; рабочая тетрадь Н.В. Нищевой; синий и зелёный карандаши; касса букв со схемами для звукового анализа.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Дети построились по краю ковра Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам гостей пришло! Они прилетели к нам из другой страны! Это страна Сербия. Наши языки немного похожи. Давайте поздороваемся! Добр Дан! Это по-сербски. А как по-русски? Добрый день! Мы покажем гостям наше занятие.
- Д/игра «Искра». Чтобы настроение детей стало приподнятым, и они почувствовали сплоченность коллектива, логопед предлагает детям подарить друг другу искорку своего тепла и улыбки.
Дети по очереди поворачиваются друг к другу, слегка нажимая на ладонь, улыбаются, смотря другу в глаза. Так искорка бежит от ребёнка к ребёнку. Объявляется тема Логопед: Ребята, сегодня мы будем различать трудные звуки [Р] и [Рь].
Посадка за столы.
2. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ «Обучение мартышки». Звонок в дверь
Логопед: Ребята, в гости к нам пришла мартышка Рита. Та самая, от которой мы получили письмо.
Логопед: Здравствуй, Рита!
Дети: Добрый день, Рита!
Рита: (замена [Р] = в; [Рь] = 0 ) Пьивет! Очень вада вас видеть! Я пьинесла вам шавы. А чем вы здесь собияитесь заниматься?
Логопед: А мы учимся различать очень трудные звуки [Р] и [Рь]. А произносить правильно мы их уже умеем.
Рита: А зачем пвавильно?
Логопед: Ребята, для чего нужно уметь правильно и красиво говорить?
Ребенок: Для того чтобы нас понимали, чтобы легко было учиться в школе.
Рита: А я тоже хочу научиться пвавильно, говоить
Логопед: Оставайся с нами, мы и тебя научим. Надо хорошо потрудиться.
- Для того чтобы звук получился, надо:
• открыть рот
• поднять язычок за верхние зубки на бугорки
• и на сильном выдохе произнести: «ДДДДДДДДДДД»
• язычок задрожит и завибрирует
• а я помогу тебе вот этой палочкой с шариком.
Логопед берёт логопедический зонд с шариком. Рука логопеда вставляется в куклу и детям становится виден язык Риты. Мартышка всё делает неправильно. Спрашивает ребят: «Я пвавильно делаю?» Наконец, получается.
Рита: УРА!!!!!!!
3. ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ
Давайте потренируемся в произношении. Это тигр (картинка тигра), а это его маленький тигрёнок (картинка рычащего тигрёнка). Тигрёнок рычит мягко и нежно: «рь». А тигр рычит (картинка рычащего тигра) Проговаривание хором. Картинки выставляются на доску: большой синий магнит - тигру, зелёный магнит тигрёнку. Логопед:
· Если показываю картинку тигра, надо порычать, как тигр: « РРРРРРРРРРРРР»
· Если картинку тигрёнка, нужно порычать мягко и нежно, как тигрёнок: «РЬ РЬ РЬ РЬ РЬ»
Мартышка повторяет вместе с ребятам.
Рита рассказывает, что живёт в Африке. У неё там много друзей. Приглашает в Африку. Обещает путешествие: сначала поездом, потом пароходом. Обещает приехать за ребятами на паровозе Букашка.
И убегает, чтобы всем показать, как она научилась рычать.
4. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
- ЗВУКИ Логопед: Мы же не всё рассказали мартышке Рите о трудных звуках [Р] и [Рь]
- Дать характеристику звукам [Р] (согласный, звонкий, твёрдый) обозначаем все твёрдые синим цветом (тигр - синий магнит) и [Рь] (согласный, звонкий, мягкий), обозначаем все мягкие зелёным цветом (тигрёнок - зелёный магнит)
- Работа со звуковыми линейками. Ребята научились различать эти звуки на слух. Дети открывают верхние окошки, если услышат звук [Р] «как зарычал тигр»; и нижние окошки [Рь] «как зарычал маленький тигрёнок».
- СЛОГИ Д/игра «Камень-вата».
Логопед: Если в слове вы услышите твердый звук, то пальчики сжимаете в кулачки, как камень. Если в слове мягкий звук, то ладошки распрямляете, словно мягкую вату. РА; РО; РИ; РЯ; РЁ; РЫ; (со всеми)
Логопед: Я скажу твёрдый, а ты мягкий слог (с движением «камень –вата»): РА - РЯ; РО - РЁ; РЫ – РИ; РУ - РЮ; РЭ –РЕ (выборочно)
Запись пароходного гудка. На доску выставляются демонстрационные картинки кораблей синий и зелёный СЛОВА Д/И «Подарки для Риты»
Логопед: К нам прибыли сказочные кораблики. На них поплывут подарки в Африку; на синем корабле поплывут слова с твердым звуком [Р], на зеленом с мягким звуком [Рь]. На столе у вас картинки-подарки.
Раз – подвинули картинку; два - перевернули; три – смотрим. Дети называют своё слово, нажимая голосом на искомый звук. Говорят, какой звук они слышат [Р] или [Рь]. Выставляют картинки на магнитную доску под кораблики с учётом позиции звука в слове (начало, середина, конец слова). Если ребёнок ошибается, ребята помогают исправить. ПРЕДЛОЖЕНИЯ Далее говорят, что подарили Рите.
Дети: « Я подарил Рите ромашку…» и тд.
5. ФИЗМИНУТКА.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули. Кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем,
Крылья сложили назад.
(Запись криков чаек) Какие птицы нам кричат? Это морские чайки. Они торопят нас в путешествие.
А мы еще с буквами не работали. (С доски убираются корабли. Они уплыли).
6. АНАЛЕТИКО - СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Чем отличается звук и буква?
Звук произносим и слышим, букву видим, пишем и читаем. Демонстрация буквы Рр.
Логопед: Звуки [Р] и [Рь] звучат по разному, они разные по месту образования. А обозначаются они одной буквой. Выглядит она вот так (демонстрация буквы). Буква бывает большая и маленькая. Логопед предлагает открыть по закладке рабочую тетрадь Нищевой. Заштриховать большую букву «Р» синим, маленькую «р» зелёным. Напоминает об аккуратности, о том, что штриховать надо слева направо, полосочка к полосочке.
- ПРЕДЛОЖЕНИЕ На доску выставляется фотография мартышки Риты с шарами. Логопед: Придумайте предложение по этой картинке из 3 –х слов. Что у Риты?
У РИТЫ ШАРЫ.
Д/упражнение «Полоски и кружочки» (звуко – буквенный анализ)
Дети выкладывают схему этого предложения. Предложение разбирается на слова, слово на слоги, слоги на звуки (гласные обозначаем красным, твёрдые согласные - синим, мягкие согласные - зелёным), под звуком буква. Один воспитанник работает у доски. Проверяется правильность выполнения задания. Логопед выборочно опрашивает детей.
Логопед: Какое 3-е слово – «ШАРЫ», 1-е – «У» , 2-е – «РИТЫ» Сколько слогов в 3-м слове? Прохлопай. – В слове ШАРЫ - 2 слога. Назови 1- слог - ША. Назови 2-й - РЫ. А сколько гласных в этом слове? - Тоже 2. Сколько гласных столько и слогов. Назови гласные в этом слове- А, Ы.
Назови звуки по порядку во 2 –м слове: [Рь], [И], [Т], [Ы],
- Звучит весёлая музыка. Мартышка приехала за детьми на паровозе Букашка. Дети едут в порт.
7. ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА «Паровоз Букашка»
Паровоз «Букашка» везёт ребят в порт. Посадка на пароход. Логопед: Мы плывем в Африку. Уже подплываем к берегу. Берём подзорную трубу (складываем руки в подзорную трубу). Смотрим. Какие животные там живут (вспоминаем). Дети: «Я вижу носорога», «Я вижу жирафа» и тд Логопед: Вот мы подплыли к пристани. Дети выходят по одному.
8. РАБОТА С КРОССВОРДОМ. Мартышка Рита очень рада. Она приготовила детям кроссворд. Дети садятся на морской песочек (ковёр) и отгадывают загадки. Выставляются игрушки – отгадки. И один из детей записывает отгаданное слово в кроссворд. Если кроссворд отгадают правильно, то узнают, кто подруга у этих африканских зверей (РИТА).
Не впрягут меня в повозку.
Я ношу наряд 8 полоску -
Погляди, моя рубашка -
Как у моряка тельняшка!
Дом мой - в африканских недрах...
Не лошадка я, а... (Зебра).
В жаркой Африке гуляет. Длинной шеей удивляет. Сам высокий, будто шкаф, Жёлтый, в пятнышках... (Жираф).
Он огромный и усатый, И (к тому же) полосатый. Если встретишь, не до игр! Потому что это - ....(Тигр)
Кто всех медленней ползёт, Домик на себе несет? Спрятать голову от страха Может в панцирь.....(Черепаха).
9. РЕЛАКСАЦИЯ. Мартышка Рита проводит Релаксацию – дыхательную гимнастику. Дети ложатся на морской песочек (ковёр) на спину и под спокойную музыку кладут руки в замочке на живот (это лодочка). Стопы распадаются. Тело расслаблено. Спокойный вдох животом «Шарик надувается», выдох – «А потом сдувается». Качаем нашу лодочку на животике (следим, чтобы дыхание было диафрагмальное, а не верхнеключичное).
- Глазки открываем. Коленочки обхватываем и «перекатиком» садимся.
10. ИТОГ: Ребята строятся по краю ковра.
Чему мы научили мартышку Риту? Различать трудные звуки [Р] и [Рь]. Что ещё делали на занятия. Похвалить всех. Прощание с мартышкой Ритой. Она дарит ребятам призовые наклейки с животными жарких стран. Дети клеят их в свои дневнички.
Ребята дарят гостям из Сербии аппликации «Дикие Животные жарких стран».
|