ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)
ПРЕОДОЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ ВОДОБОЯЗНИ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ
Авдеева Г.М.
Плавание является уникальным видом физических занятий и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная ценность.
Однако, несмотря на то, что плавание в нашей стране развито достаточно хорошо, огромное количество несчастных случаев происходит на воде из-за неумения плавать, причем большинство утонувших – дети. В связи с этим необходимо уделить особое внимание обучению детей плаванию. Но нередко дети, которые приходят учиться плавать, испытывают неосознанный страх перед водой.
Так откуда же у них возникает это ложное ощущение опасности? Это может быть из-за неуверенного отношения к воде, незнания самой водной среды, ее свойств. Тогда инструктору, занимающемуся ликвидацией водобоязни у детей, необходимо обладать умениями грамотного подхода к каждому ребенку. Следует запастись огромным терпением в работе с такими детьми, достигая их понимания. Различные свойства и методы преодоления водобоязни лучше всего воспринимаются на наглядных примерах. Постепенно они начинают изменять отношение детей к воде, устраняя у ребят подозрительность, недоверие и неуверенность.
Водобоязнь у детей – явление не такое уж редкое. И оно способно прийти внезапно. Казалось бы, еще совсем недавно ребенок буквально резвился в воде, что называется – «за уши не вытянешь», и вдруг у него рождается такой панический страх, что в привычную речку он не может зайти даже по колено. Трудно сказать, когда произошел момент испуга, а бывает и так, что подобного момента и не возникало. Как показывают исследования, боязнь воды у детей может развиться и в том случае, если в периоде новорожденности с ними производились гигиенические процедуры с водой, имеющей чересчур низкую температуру.
Страх воды – прежде всего боязнь попадания воды на лицо. Это связано с опасением нехватки воздуха, ребенок боится захлебнуться. Приходится приучать ребенка не бояться, когда на его лицо попадают брызги. Затем надо учить его задерживать дыхание, кратковременно опускать голову под воду и т.д. Постепенно, шаг за шагом неприятные ощущения его покидают. Когда страх отпускает, то юного пловца можно выводить на «большую воду».
Лучше всего положительный результат в борьбе с водобоязнью у детей достигается при использовании действий игровой направленности.
Через использование специальных игр с водой и на воде я решаю следующие задачи, направленные на преодоление водобоязни:
-
Преодолевать страх перед водой и перед необычными ощущениями, которые вызывает у детей эта среда.
-
Укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному
физическому развитию.
-
Воспитывать у детей необходимые морально-волевые и физические
качества.
Приведу примеры распространенных доступных игр, которые чаще всего
употребляются на занятиях.
Оборудованием для подобных игр могут служить детские ведерки, которые являются обычной упаковкой из-под майонеза или попкорна. А в качестве сопровождения желательно использовать рифмованные фольклорные строчки.
1. «Дождик» (средний дошкольный возраст)
ТЕКСТ ДЕЙСТВИЯ
Дождик, дождик, Дети, полуприседая, набирают воду в ведерки,
Кап-кап. на словах «кап-кап» льем воду себе на голову.
Дождик, дождик, поливай!
Наш грибочек, вырастай! На последних словах встают во весь рост.
2. «Гусеница» (для детей 5-7 лет)
ТЕКСТ ДЕЙСТВИЯ
Гусеница Варя Ходьба с ведрами в руках.
По листочку ползла.
Налетела буря, Набираем воду и, кружась,
Варю унесла. льем воду себе на голову.
3. «Утки и щука» (для старшего дошкольного возраста)
ТЕКСТ ДЕЙСТВИЯ
Вышли утки погулять: Присесть на корточки, шагать, не выпрямляя ног.
– Кря, кря, кря! Руки на поясе, имитация крыльев, машем крыльями.
В теплой водичке понырять: Спину при этом держать прямо.
– Кря, кря, кря!
Вдруг, откуда не возьмись, При слове «щука» ныряем, кто не ныряет,
Щука появилась. прячет подбородок или нос в воду.
Общеразвивающие упражнения
ТЕКСТ ДЕЙСТВИЯ
Руки к солнцу подымаем Ходьба на носочках.
И на носочки наступаем.
Тучи руками разгоняем. Руки подняты вверх.
Ну-ка солнышка свети,
Путь дорогу покажи.
Мы на пяточках идем Ходьба на пятках.
И корзинку в руках несем. Руки на поясе.
А в корзинке у нас грибы.
Ну-ка, вместе понесли.
Цапля по болоту шла Ходьба, высоко поднимая колени.
И лягушек там искала,
Очень тихо наступала.
Мы колени подымаем,
Тихо в воду опускаем,
Помогаем нашей цапле
всех лягушек отыскать.
Мы гуськом, гуськом идем, Ходьба гусиным шагом (присесть на
и к поляне мы придем. корточки, шагать, не выпрямляя ноги).
Через кочку раз, два, три, Прыжок из воды.
Вместе прыгнули. Иди!
На поляну мы пришли,
Посчитали: раз, два, три.
Встали, побежали! Бег.
Ох, устали, вдох, выдох. Переход на шаг, восстанавливаем дыхание.
Как показала практика, в результате использования игровых действий у детей воспитывается хорошая терпимость к ощущениям, которые они испытывают, находясь в воде. Таким образом чувство водобоязни у них пропадает.
|