Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
15:40
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015

Бабаян М.Э.Теоретические основы развития памяти как компонента интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
14.01.2015, 06:11

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2014)

Теоретические основы развития памяти как компонента интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Память считается одним из основных познавательных процессов, «она – основа всякого познания». В античной философии память понималась как дар, роднящий человека с миром божественного.

Именно человеческая память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков, умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения ребенка и развития его психики (восприятия, мышления, речи). Несмотря на всю многогранность  и разнообразие своих проявлений, эта способность представляет собой единый непрерывный процесс.

Родоначальником научной психологии памяти считается немецкий психолог Г. Эббингауз. Он поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы мнемических процессов и в ходе многочисленных экспериментов установил ряд важнейших закономерностей, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Французский ученый П. Жане считает, что «мнемические задачи могут возникнуть только в человеческом обществе в связи с целями передачи сообщения от одного человека к другому».

Выдающийся русский педагог и психолог П.П. Блонский предложил генетическую классификацию памяти, которая отражает путь развития памяти ребенка. Генетически первой появляется моторная память, далее – аффективная, следующая стадия – возникновение образной памяти, за которой следует высшая форма – словесно-логическая память.

Основатель отечественной исследовательской психологии Л.С. Выгодский раскрывает проблематику социальности и опосредования натуральной памяти, свойственной маленькому ребенку. Доказывая, что превращение памяти из натуральной в высшую психическую функцию начинается тогда, когда человек переходит от использования своей памяти как физиологической способности к господству над ней посредством знаковых систем. В раннем детском возрасте память считается одной из центральных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции. Мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью, по Л.С. Выготскому, «мыслить для ребенка раннего возраста – значит, вспомнить».

Детям память нужна не только для повседневной жизни, она влияет и на их успехи в учебе. В детском саду и школе малыши обязательно должны приобрести множество знаний: умение складывать и вычитать, красиво писать, знать стихи. Но вряд ли ребенок сумеет хорошо усвоить что-либо, если он не  может удержать в памяти новую информацию, или если через некоторое время он не способен вспомнить то, что учил.

Память и ее формирование связаны с уровнем умственных способностей ребенка, развитие которых происходит по мере взросления малыша и неразрывно объединено с динамикой процесса запоминания.

В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое фиксирование узнаваемого: ребенок «зубрит», используя простое повторение, а не понимание информации. Первые специальные действия, направленные на сознательное запоминание или припоминание, начинают проявляться в деятельности ребенка к 5-6 годам. К 6-7 годам процесс произвольного запоминания считается достаточно зрелым, так как в этом возрасте ребенок уже стремиться использовать для запоминания логические связи.

Формирование памяти проходит путь от непосредственного запоминания информации, ориентирующегося на восприятие, к произвольному запоминанию, тесно связанному с мышлением, основанному на осмыслении запоминаемого материала.

Развитие памяти идет по линии опосредованного запоминания. Ребенок, запоминающий с помощью вспомогательных средств, строит операции в ином плане, чем ребенок, запоминающий непосредственно, потому что от того, кто уже употребляет знаки и вспомогательные операции, требуется не только механическая память, сколько умение создать новые связи, новую структуру, то есть логическая память, богатое воображение, развитое мышление.

Приходя в школу, дети сталкиваются с необходимостью запоминать произвольно. Но сначала у них доминирует механическое запоминание, которое постепенно переходит к смысловому. Затем смысловая память приобретает опосредованный, логический характер.

Установлено, что на эффективность процессов запоминания у детей влияют следующие факторы:

1.Информация должна быть интересной и значимой для ребенка. Чем больше новые знания соприкасаются с интересами, увлечениями ребенка, тем легче ему будет  запомнить.

2.У ребенка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации. Важно научиться создавать для ребенка дополнительную мотивацию, которая послужит стимулом к запоминанию и сохранению той или иной информации с большим желанием и продуктивностью.

3.Память реагирует на яркие впечатления. Если ребенку представить заучиваемую информацию таким образом, чтобы она была яркой и необычной, тогда он усвоит ее с большей вероятностью и меньшими усилиями.

4.Чем больше информации включено в деятельность, которую совершает ребенок, тем быстрее и прочнее она запоминается. С одной стороны, если знания включены в какую-то деятельность, которую выполняет ребенок, то они усваиваются быстрее. С другой стороны,  особенно хорошо запоминается та информация, которая используется в деятельности ребенка, то есть применяется на практике.

5.Заучиваемый материал должен быть понятен ребенку. Понятная информация запоминается быстрее и прочнее, так как ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями.

6.Необходимо научить ребенка «организовывать» заучиваемый материал. В процессе заучивания важно группировать изучаемую информацию и находить связи между элементами того, что он учит.

Лучше всего при занятиях с ребенком включать уже усвоенный материал в последующую деятельность, пытаться увязать новые знания с теми, которыми ребенок уже овладел. Так как новые знания чаще всего «повторяют» старые, в результате этого в голове выстраивается некая связь одного с другим, и появляются ориентиры, которые помогут в нужную минуту полноценно восстановить в памяти необходимую информацию.

По данным физиологов, память нужно «кормить» полезной  для нее пищей. Поэтому одним из факторов, способствующих лучшему запоминанию, является  правильное питание. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение следующей пище: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. В них присутствует высокая концентрация веществ и витаминов, которые очень полезны для мозга и его кровоснабжения. Полезными являются и некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое. Также необходимо помнить о физической нагрузке, спорте и прогулках на свежем воздухе. Все перечисленные рекомендации выступают как  эффективные аргументы, способные стимулировать развитие детской памяти.

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 | Добавил: Admin
Просмотров: 800 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz