ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)
ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ
методическая разработка
данная разработка была создана как проект к проведению всемирного праздника День Земли
Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную, театральную деятельность, моделирование и др.
Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, то есть – любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.
Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем. При усвоении детьми экологических знаний и воспитания у них бережного отношения к природе существенную роль играют разнообразные формы работы.
Для использования в повседневной практике я считаю ведущими два основных вида деятельности – проектный и опытно-экспериментальный.
К празднованию Дня Земли я со своими воспитанниками организовала и провела проект «Земля – наш дом».
Вид проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательско-творческий.
Актуальность:
1. Общеизвестно, что сегодня наша планета находится в опасности, и если ее будут по-прежнему бездушно эксплуатировать ее, то к концу XXI столетия человечество потеряет из-за эрозии более трети плодородных земель, исчезнет миллион видов живых организмов, а население будет нуждаться в новых ресурсах.
2. Загрязнению окружающей среды способствуют: а) сельскохозяйственная деятельность человека; б) нерациональное использование ископаемого топлива: в) чрезмерное расширение химического производства.
Цель:
– воспитывать бережное и уважительное отношение к природе;
– работать над углублением экологических знаний;
– показать красоту родной природы;
– развивать речь детей дошкольного возраста, повышать их культуру, развивать познавательную активность;
– привлечь к совместной деятельности родителей, помочь детям подготовить проекты на экологические темы.
Планируемые результаты: проявлять любознательность и интерес при решении проблемных ситуаций; научиться выразительно читать стихотворения, без боязни высказывать свое мнение, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, с интересом участвовать в играх и театрализованных представлениях.
Предварительная работа:
Выставка рисунков на тему: «Планета Земля – глазами детей», разучивание песен и танцев, наблюдения в природе, чтение художественной литературы, путешествие по экологической тропе, выставка поделок из бросового материала.
Работа по проекту проводилась в три этапа:
I этап – Подготовительный
1. Подбор методической литературы и детской художественной литературы разных авторов, детские энциклопедии, журналы, раскраски и т.д.
2. Приобретение наглядных пособий.
Карты мира, плакаты с изображениями разных животных и птиц, сюжетные картинки, настольные и печатные игры, оборудование для экспериментов.
3. Изготовление дидактических игр и наглядных пособий.
«Люди – почему мы исчезаем?», «Кому скажем спасибо?», «Кто лишний?», «Когда это бывает?», «Назови одни словом», «На опушке леса», лото «Кто где живет», «Накорми животного», «Где моя мама», «Чей хвост» и др.
II этап – Наши проекты
1. Совместная деятельность воспитателя, детей и родителей.
Дети совместно с родителями приготовили проекты на темы:
«Правила поведения в лесу»
«Вода – где она?»
«Как нефть губит животных»
«Правила поведения на речке»
«Огонь – друг или враг»
«Какая бывает вода»
«Животные России»
«Человек – враг для природы»
«Воздух – чем мы дышим?»
«Люди – почему мы исчезаем? »
«Береза моя, березонька»
«Планета Земля»
«Животноводство Омской области»
«Красная книга»
2. Самостоятельная творческая деятельность детей.
Сказка «Целебная травка» – дети театрального кружка самостоятельно подготовили кукольный театр и показали его всей группе.
В ходе совместной образовательной деятельности я часто использовала мультимедийную установку и компьютерные игры, мы с детьми рассматривали презентации о животных, отгадывали загадки, слушали голоса птиц и животных, узнавали, какую пользу приносят домашние животные и птицы, выясняли, почему животные умирают, а также считали и рисовали.
Я подготовила презентации и провела СОД по сказкам «Три волшебника Матушки Земли» и «Сказ о самом главном волшебнике Солнце». Дети с восхищением любовались красотой природы, чудесами, которые совершают волшебники Солнце, Воздух и Вода, и богатством недр, которые дарит Земля.
На занятиях по художественному творчеству мы с детьми выполняли различные работы в технике оригами и аппликации, а также по рисованию и лепке. Работы были разные – и коллективные, и совместные, и индивидуальные.
Мои воспитанники также участвовали в конкурсе поделок «Планета Земля глазами детей», который проводился у нас в детском саду.
III этап – «Итоговые мероприятия»
Успешно был проведен вечер стихотворений об экологических катастрофах на Земле «У Земли слезинки на щеках».
Мы пригласили на вечер детей двух подготовительных групп, которые получили в руки жетоны зеленого цвета, и после праздника они должны были решить и проголосовать за то, что наша Земля нуждается в помощи, и мы должны ей помогать. Те, кто были «за», опускали жетоны в зеленую коробочку, кто «против» – в красную.
Я подготовила презентацию про катастрофы, которую мы просматривали во время вечера, а дети рассказывали стихотворения об экологических катастрофах на земле. Про пожары, которые губят леса и диких животных; про аварии нефтетанкеров, которые наносят огромный вред всем водоплавающим и морским животным; про горы мусора, который оставляет человек после себя; про воздух, который загрязняют заводы и фабрики, а также машины и про многое другое.
В конце мы спели песню про Россию «Умывало красно солнышко» (композитор А. Аедоницкий).
Вечер гостям очень понравился, и все дети проголосовали «за».
Сказка «Как пчелка лес спасла» – это театрализованное представление, где дети играли роли разных животных, танцевали танец цветов, водили хоровод «Березка», исполняли веселый танец «Грибочки», читали стихи про Землю, закрепили правила поведения в лесу, играли, пели песню «У моей России». Родители подготовили и сшили очень красивые костюмы для детей. Представление получилось яркое и красочное.
Это представление мы показывали на районном методическом объединении, за что получили очень высокую оценку.
Таким образом, можно уверенно сделать заключение о том, что экологическое воспитание детей в рамках проекта «Земля – наш дом» получилось успешным.
Использованная литература:
1. Журналы «Воспитатель ДОУ» 2010 (№№ 5,8), 2011 (№ 3).
2. «Экологическое воспитание дошкольников». Всероссийское общество охраны природы. – Омск, 1995.
3. Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду». – Москва, 2010.
4. Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей». – Минск, «Асар», 1997.
5. Николаева С.Н, Комарова И.А. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников». – Москва, 2005.
6. Комратова Н.Г, Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу». Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – Москва, 2006.
7. Библиотека программы «Детство». «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть». Знакомство детей с окружающим миром. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2003.
|