ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ КОНГО
интегрированные занятия для детей старшего дошкольного возраста
и младшего школьного возраста
Богданович М.Д.
Пояснительная записка. Программа «Увлекательная география» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и младшего школьного возраста (7-9 лет). В Программу включены следующие разделы:
– «Мир, в котором я живу»: Космос. Атмосфера. Земля. Вода. Горы. Природные зоны.
– «Кругосветное путешествие»: Африка. Австралия. Северная Америка. Южная Америка. Антарктида. Арктика. Евразия.
– «Моя родина – Россия»: Области. Города. Достопримечательности. Культура. Ценности. Мой город. Мой дом. Моя семья.
Каждый раздел содержит в себе от 2 до 5 занятий, направленных на развитие детей по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
В данной статье предоставляется материал занятия, состоящего из двух частей: Африка. Демократическая республика Конго.
Актуальность:
В современном мире к ребенку предъявляются высокие требования. Покидая детский сад, ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым. Данная программа оказывает существенное влияние на качественные изменения личности ребенка в связи с усвоением информации, способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
Конспект занятий «Путешествие по Демократической республике Конго»
(включает в себя две встречи)
Цель: Ознакомить детей с географическим особенностями Африки. Расширить и углубить знания о истории, культуре и традициях народов Демократической республики Конго. Способствовать развитию творческих способностей детей. Воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях.
Задачи:
-
Активизировать и обогащать словарь новыми словами на основе углубленных знаний.
-
Формировать активную речь детей, умения рассматривать предметы, выделяя их признаки. Составлять совместный с педагогом описательный рассказ, развивать устную речь, развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
-
Развивать моторику, эстетический вкус, коммуникативные навыки.
-
Воспитывать любовь к живой природе.
-
Развивать воображение в игровых этюдах.
-
Инсценировать движения в соответствии с программной музыкой, развивать чувство ритма.
-
Формировать осознанные, взаимно доброжелательные отношения со сверстниками, создавая радостную положительную атмосферу.
Материалы: демонстрационный материал, географическая карта, набор сюжетных игрушек животных, контурная карта Африки, дневник путешественника, пазл к карте, веревка, мяч, музыкальный центр, заготовки разных геометрических фигурок из картона разных форм, шаблоны банана (допустимы настоящие бананы), шаблоны масок, шерстяные нити, шаблон кости, фотографии индейцев с раскрашенными лицами, краски, кисти, карандаши, клей ПВА, раскраска африканца, комплект «География с пеленок» (необязателен), презентация о стране Конго, экран.
Предварительная работа: оформляется стенд с информацией о Д.Р. Конго (столица – Киншаса, язык – французский, валюта – конголезский франк, флаг). Или готовится презентация по этим данным для показа в течение занятия.
Часть первая
-
Работа с картой
В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите на нашу карту, где находится континент под названием Африка. (В процессе разговора воспитатель обращает внимание детей на карту, где показывает местонахождение континента).
– Что мы уже знаем о Африке? (Ребята вместе с воспитателем отвечают на этот вопрос). Обратите внимание на контурные карты, находящиеся перед вами. Давайте пальчиком обведем наш континент Африку. Посмотрите, какой она удивительной формы, вот как замечательно у вас получается.
– Но что это? Почему наша карта как будто состоит из пазлов? (Ответы детей). Правильно, ребята, наши пазлы – это страны. А вы хотели бы побывать в странах Африки? Узнать много интересных фактов о них?
Педагог достает пазл, который соответствует стране ДР Конго, и приклеивает на свой ватман. Включает презентацию о ДР Конго.
– Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну под названием Конго. Это государство расположено на западе Центральной Африки. На Юге оно граничит с Заиром, на Юго-Западе – с Анголой, на Севере – с Камеруном, на Западе – с Габоном. На востоке омывается озером Танганьика, который отделяет страну от Танзании.
Педагог говорит о государстве, выделяя его границы.
– Ребята найдите эту страну на своей карте и закрасьте ее. (Дети выполняют задание).
– Столицей этой страны является город Киншаса, ее жители говорят на французском языке. Денежный знак у них отличается от нашего и называется конголезский франк. (Рассказ сопровождается презентацией).
– Представляете, ребята, через эту страну протекает самая полноводная река на всем континенте, она называется Конго. Африканская легенда гласит, что в Конго живут огромные, размером со слона, духи, которые называются мкуу-мбе-мба. Они похожи на ящеров. Когда духи гневаются на людей, то они выпивают всю воду из неба и не дают идти дождю, тогда приходит засуха. Они могут насылать всевозможные болезни, трясти людей в лихорадке. Для того, чтобы духи не гневались, им нужно приносить жертвы – например, корзину фруктов. Сейчас мы с вами очутимся в реке, где проведем веселые игры.
Игра «Раз, два, три, в реку войди»
Участники игры берут в руки мяч и начинают передавать его по кругу со словами: «Раз, два, три, в реку войди». На кого выпал счет «три», выходит в круг. Так продолжается до последнего игрока. Тот, кто остался последним с мячом в руках, является духом, и выбивает мячом игроков, которые разбегаются. Игра проводится несколько раз.
Игра «Береги, река»
В эту игру дети могут играть долго, не теряя интереса, так как в ней требуется внимание и память. На полу или земле чертятся две параллельных линии на расстоянии одного метра друг от друга. Внутри линий – река, а по краям – берега. Игроки становятся на берегу и по команде ведущего «Река!» прыгают в реку. Интерес состоит в том, что команды «Река!» и «Берег!» повторяются очень быстро, в произвольном порядке, и если ребенок запутался и прыгнул в реку, вместо того, чтобы выйти на берег, то он выходит из игры.
– Вот мы с вами узнали об одной из самых главных рек Африки. Как она называется?
– А как вы считаете, есть ли растения в этой стране? (Ответы ребят, все сопровождается презентацией).
– Растительность Конго богата и разнообразна. Здесь произрастают многочисленные виды пальм, банановые деревья, тик, африканский кедр. Восточный и Юго-восточный регионы страны занимают практически непроходимые джунгли. А в джунглях есть необычные вьющиеся растения – лианы. Они обвиваются вокруг деревьев, цепляясь за них усиками, присосками, перекидывают свои ветви с дерева на дерево, образуя иногда непроходимые чащи. Давайте посмотрим вокруг, если здесь такое непроходимое место? (Находят).
– Ой, смотрите, ребята: ведь эти лианы опутали пальмы, а на них растут бананы. Давайте попробуем достать бананы, которые находятся внутри.
Игра «Достань банан»
В помещении расставлены стулья, которые запутаны веревками, на веревках весят бананы. Задача участника – проползти, перешагнуть, перепрыгнуть веревки, чтобы достать банан. Каждый участник получает по банану.
– Какие мы с вами отважные, не побоялись трудностей и проникли в самую чащу этих ветвистых растений. Теперь мы знаем, какие виды растений находятся в этой стране.
– Но, как любой путешественник, в своем дневнике наблюдений мы должны отметить и животных, которые нам здесь могут встретится. Это слон, лев, леопард, шимпанзе, горилла, жираф, гиппопотам, окапи, зебра. Многочисленны рептилии, среди которых особенно выделяются мамба (одна из самых ядовитых змей в мире), крокодил, питон. Из птиц обитают фламинго, пеликан, попугай, цапля.
Ребята рассматривают карточки «География с пеленок» с изображениями этих животных и, сопоставляя с наклейками, заносят в свои дневники.
– Представляете, ребята, вот мы пошли на охоту, сможем ли мы узнать животных? (Ответы). Вот сейчас и проверим, приготовьте ваши руки.
Игра «Животные»
ТЕКСТ ДЕЙСТВИЯ
Если в жаркую страну Сжимание и разжимание кулачков.
Я случайно попаду,
То увижу носорога, Разгибать поочередно пальцы, начиная с указательных.
Обезьяну и слона,
Крокодила, леопарда,
Зебру и, конечно, льва.
Хорошо живется им! Большие пальцы направлены вверх.
Не бывает снежных зим. Хлопнуть в ладоши.
– Ну, а теперь я проверю ваши знания: отгадайте загадки.
Загадки
1. Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом
У него огромный нос,
Будто тысячу лет рос.
Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он… (жираф).
2. По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит… (крокодил).
3. Уж очень вид у них чудной,
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша… (львица).
4. Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки... (зебры).
Закрепление знаний
– Дайте ответы на вопросы. (Работа с карточками). Что у слона вместо носа? Скажите, пожалуйста, кто из животных является травоядным? Кто хищник? Назовите животных, в названии которых есть звук «р». Звук «с». Кто из представленных животный самый длинный? Самый высокий? Кто умеет летать? У кого нет ног? И т.д.
– Ох, ребята, так много узнать нам нужно еще про эту страну, но наше время подходит к концу. И нужно возвращаться к нам в группу. Мы обязательно вернемся сюда еще раз. А сейчас присядьте, пожалуйста на коврик и ответьте мне на вопросы. Скажите ребята, интересное у нас сегодня было путешествие? Что нового вы сегодня узнали для себя? Каких животных вспомнили, и почему они не живут у нас только в зоопарке?
Релаксация
– А теперь располагайтесь на ковре, так, чтобы вам было удобно, закройте глаза, и мы с вами отправимся домой. Мы очутились в Африке, здесь очень жарко. Представьте, что теплый песок у вас под ногами. Вы чувствуете, как медленно согревается ваше тело от лучей палящего солнца. Ваше тело расслабляется, ваши пальчики, руки, ножки… и т.д. становятся легкими, как облачко. До свидания, Африка, мы летим домой. Откройте глаза, потянитесь лежа. Медленно присаживайтесь, потянитесь сидя. Медленно вставайте, потянитесь стоя.
Использованная литература:
Стихи С.Я. Маршака.
Окончание занятия читайте в следующем выпуске сборника.
|