ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)
ВОЛШЕБНЫЙ КУБ ГНОМОВ-ЭКОНОМОВ
занятие для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Федотова О.И.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: в игровой форме познакомить детей с определением «потребность» и с ее признаками.
Задачи:
1. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения, и наречиями, обозначающими взаимоотношения людей; совершенствовать диалогическую речь через общение и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстниками;
2. Закреплять знания о количественном составе числа из единиц в пределах 4 на конкретном материале;
3. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои потребности, выполнять установленные правила;
4. Формировать нравственные качества: сочувствие, отзывчивость.
Материалы и оборудование: элементы костюма для воспитателя, ИКТ (телевизор с видеороликами); шапочки экономных гномов, «волшебный» куб, картинки с изображением различных потребностей, игровые монетки, игрушка «Банкомат», набор обуви.
Х О Д З А Н Я Т И Я
В о с п и т а т е л ь (в образе книги приветствует детей). Здравствуйте! Я – волшебная книга «Экономика для дошкольников» Наконец-то сбылось мое заветное желание: я стала путешественницей. Путешествую я по разным детским садам и рассказываю детям об интересной науке под названием «Экономика».
– Скажите, а есть ли у вас какие-нибудь желания?
(Если ответов у ребят нет, то через вопросы создается мотивация ответов).
– Сколько желаний, у меня просто закружилась голова. Но ведь вместе с желаниями у вас есть свои потребности, и их тоже очень много у каждого! А вы знаете, что означает слово «потребность»? (Дает пояснение). Потребности – это нужда в чем либо, желания, необходимые предметы, без которых нельзя жить.
– А так как я – книга волшебная, у меня с собой есть и волшебные атрибуты, которые помогут вам не потеряться в большом мире потребностей. Сейчас мы их рассмотрим.
Включение видеоролика с приветствием детей в образе гномов-экономов с передачей «волшебного куба»
В о с п и т а т е л ь. Подарок от гномов-экономов из детского сада «Аленушка» – волшебный куб. Давайте рассмотрим этот подарок и порассуждаем, от чего зависят наши потребности.
– Посмотрите на желтую грань куба, что здесь изображено?
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди ошибку».
Детям предлагается серия картинок с потребностями людей по возрасту в ошибочном варианте.
Дети должны расставить потребности согласно возрасту.
Итог: потребности людей зависят от их возраста.
В о с п и т а т е л ь. Давайте рассмотрим красную грань куба. Что на ней изображено?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Не ошибись».
Детям предлагается набор обуви, предназначенной для разных сезонов.
Дети должны разложить обувь согласно времени года.
Итог: наши потребности зависят от времени года.
В о с п и т а т е л ь. Посмотрите на розовую грань куба.
– Скажите, кому из вас нравится рисовать?
– Что необходимо тому, кто любит рисовать?
– А кто охотно занимается спортом?
– А что необходимо тому, кто занимается спортом?
Итог: наши потребности зависят от наших интересов и увлечений.
– Посмотрите на зеленую грань куба. Что на ней изображено?
Д е т и. Мальчик и девочка.
В о с п и т а т е л ь. Правильно. На этой грани изображены мальчик и девочка.
– Поразмышляйте, одинаковые ли потребности у мальчиков и девочек?
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мешочек».
Воспитатель предлагает детям достать из мешочка по одному предмету и определить, к потребности мальчиков или девочек он относится.
Итог: мы видим с вами, что потребности у мальчиков и девочек немного отличаются.
– Но есть то, без чего не могут прожить ни мальчики, ни девочки. Это солнце, вода, пища, воздух, одежда. Это основные потребности, без которых человек не может жить.
– Одни потребности нужно покупать, а другие – ценить и беречь.
– Как вы считаете, какие основные, жизненно важные потребности человеку нужно покупать, а какие ценить и беречь?
Ответы детей. Одежду, пищу нужно покупать, а воду, воздух нужно ценить и беречь.
В о с п и т а т е л ь. Мы все разные, поэтому и потребности у нас разные. Их очень-очень много. Наш куб хотя и волшебный, но у него не хватает граней, чтобы охватить все потребности. Мы должны учиться контролировать свои потребности, уметь от чего-то отказаться в пользу основных, более жизненно важных потребностей или потребностей тех, кто рядом с нами.
– Что изображено на оранжевой грани куба?
Д е т и. Скрипичный ключ, ноты.
В о с п и т а т е л ь. У людей есть потребность в музыке и движении. Давайте встанем в круг и удовлетворим эту потребность.
Физкультминутка под музыку
В о с п и т а т е л ь. Славно мы с вами повеселились. Теперь можно продолжить наш разговор о потребностях.
– Посмотрите на синюю грань куба. Что на ней изображено?
Д е т и. Монетки и смайлик.
– Интересно, что они означают?
Зазвонил телефон – воспитатель проводит разговор по телефону, затем дает пояснения детям.
В о с п и т а т е л ь. Заболел мой лучший друг – домовенок Кузя. Он по лесу гулял, ножку подвернул. Он нуждается в сочувствии и заботе. Как вы думаете, можно купить за деньги сочувствие и заботу?
Ответы детей.
В о с п и т а т е л ь. Правильно, заботу и сочувствие не купишь ни за какие деньги. Это должно исходить от нашего сердца.
– Но больному человеку мы можем купить необходимые продукты и предметы, которые создадут ему уют и поднимут настроение.
– Теперь мне понятно, что означает эта картинка. Это потребности в сочувствии и в заботе.
Включение видеоролика.
В о с п и т а т е л ь. Мне необходимо проведать Кузю и принести ему то, что больше всего нужно для больного. Вы поможете мне определить, какие потребности Кузи мы должны удовлетворить, чтобы он скорее выздоровел?
Ответы детей.
В о с п и т а т е л ь. Как вы думаете, что нам нужно, чтобы приобрести все необходимые вещи?
Д е т и. Деньги.
В о с п и т а т е л ь. Совершенно верно. Я знаю одно место, где деньги хранятся в полной безопасности. Что это за место? Как вы думаете?
Д е т и. Банк.
В о с п и т а т е л ь. Да, ребята, это место – банк. А банки выдают банковские карты (показывает детям), с помощью которых можно снять деньги с банкомата.
Воспитатель подводит детей к игрушке – банкомату. Снимает деньги. Раздает каждому из детей по 2 игровые монеты.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, у каждого из вас по 2 монеты. Предлагаю вам разделиться по парам, чтобы пройти к столам и присесть на стульчики.
Дети выполняют просьбу педагога.
– Вы будете работать вместе, и на двоих у вас имеются 4 монеты. Положите монеты в кошелек.
– Перед вами картинки, на них изображены товары, договоритесь между собой, что из представленного вы бы хотели передать больному Кузе. Под каждой картинкой – цифра, которая поможет определить, какое количество монет вы должны отсчитать и отложить на покупку каждого товара. Каждая пара должна уложиться в 4 монеты, но не забудьте: надо выбрать ту вещь, которая действительно необходима Кузе. Первой выбор сделаю я. В аптеке для Кузи я куплю витамины и заплачу 2 монеты.
Дети делают выбор покупки для Кузи. После чего «Книга» предлагает детям рассказать о сделанном выборе: почему выбор сделан в пользу этого товара?
Книга проходит и собирает картинки с изображением товара для Кузи в корзинку.
– Ну вот, мы выбрали самые необходимые товары. Кузенька будет очень доволен. Спасибо вам за помощь!
Подведение итога
– Какие бывают потребности?
– От чего зависят наши потребности?
Ответы детей.
– Молодцы. Я с честью говорю, что вы готовы стать гномами-экономами. Теперь посмотрим, какой последний сюрприз подготовил для нас волшебный куб!
Из «волшебного куба» воспитатель извлекает шапочки и дарит их каждому ребенку.
|