ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ
итоговое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Кадыкова О.В.
Цели непосредственно-образовательной деятельности:
– закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».
Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
Образовательная область «Коммуникация»:
– совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и слов предложения;
– совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
– развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
– воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
Образовательная область «Познание»:
– развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);
– воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.
Образовательная область «Здоровье»:
– совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (релаксация «Поделись эмоциями»);
– развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
– воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Незнайка на Луне», проведение с подгруппами детей дидактических игр «Моя первая азбука», «Четвертый лишний», «Карусель – учим буквы», «Расшифруй слова», «Речевая тропинка», «Фонематика», «Поиграем со словами», «Набор звуков-символов».
Оборудование: предметные картинки, таблица с изображением дома, избушки, замка, иллюстрация с изображением животного, картинка с изображением невиданного существа, мяч, конверты на каждого ребенка с буквами разного размера, сундук.
Х О Д Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И
Организационный момент
Л о г о п е д. Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей улыбками и представьтесь, то есть – назовите каждый свое имя громко по слогам.
Дети выполняют задание.
Основная часть
Л о г о п е д. Ребята, я узнала, что у вас из группы исчезли все книги, буквари, буквы. Кто же это мог сделать?
Раздается звонок телефона.
Г о л о с и з т е л е ф о н а. Я вредная старушка, старушка Шапокляк.
И в школе я училась, ну, кое-кое как.
А вы так много знаете, меня этим пугаете.
Чтобы в школу не попали
И нового ничего не узнали,
Спрятала я ваши книжки,
Ищите их, девчонки и мальчишки,
В волшебной стране знаний под семью замками!
Л о г о п е д. Вот, оказывается, кто спрятал наши книги. Это злая старушка по имени Шапокляк. Она спрятала их в волшебной стране знаний под семью замками. Но вы, ребята, не огорчайтесь, мы найдем страну знаний и откроем все семь замков, чтобы вернуть ваши книги. Только для этого нужно выполнить задания, которые для вас приготовила старуха Шапокляк. Вы готовы?
Д е т и. Да!
1-е задание
– Старуха Шапокляк хочет узнать, как вы умеете использовать предлоги в предложениях.
– Итак, первое задание. Кого вы видите на картинке? (Котенок).
– Где сидит котенок? (Под столом, перед, около стола, между столом и креслом). Молодцы. Сейчас мы поиграем в игру.
Игра «Назови ласково»
– Посмотрите на картинку, назовите то, что на ней изображено, ласково, например: «Это – стол, а это – столик».
Картинки: лист, дом, шар, гриб, мяч.
– Ребята, вы молодцы, справились с первым заданием.
2-е задание
– Старуха Шапокляк хочет узнать, как вы умеете внимательно слышать слова.
Если вы услышите правильные предложения – показываете большой палец, а если неправильные, то трогаете мочку уха и исправляете.
Логопед зачитывает предложения, дети находят в них ошибки:
Собака вышла в будку.
По морю плывут корабль.
Дом нарисован мальчик.
Хорошо спится медведь под снегом.
– Молодцы ребята, вы умеете правильно слышать слова.
3-е задание
– У каждого из вас на столе лежат конверты. Вам дается такое задание: из букв, лежащих в конвертах, надо составить слово, начиная с самой высокой буквы.
Дети выполняют задание самостоятельно.
– Женя, прочитай слово, которое у тебя получилась. (Зима).
– Степа, сколько звуков в слове «зима»? (Четыре звука).
– Софья, назови первый звук. – [Зь].
– Руслан, дай характеристику этому звуку.
– Арина, назови второй звук. – [ И].
– Руслан, дай характеристику звуку [И].
– Софья, назови третий звук в слове «зима». – [М].
– Женя, охарактеризуй этот звук.
– Степа, назови последний звук, какой это звук? [А].
– Молодцы, ребята, и с этим заданием вы тоже справились.
4-е задание
– Составьте предложение со словом «зима», запишите его графическую схему.
Каждый ребенок придумывает свое предложение и на доске рисует его схему.
Физкультминутка
Л о г о п е д. Ребята, я смотрю, вы устали, и поэтому сейчас немножко отдохнем.
Дети встают в круг.
– Вы сейчас будете передавать друг другу эмоции.
– Настя, передай детям радость.
– Слава, передай удивление.
– Женя, передай задумчивость.
– Лера, передай морщинистый лоб.
– Аня, покажи, как мы иногда сердимся.
– А теперь я вам передаю ритм, а вы его повторите.
Дети повторяют музыкальный ритм.
– Мы с вами немного отдохнули, передали друг другу эмоции, отхлопали сложные ритмы.
5-е задание
– Скажите, кто из сказочных героев был на Луне?
Д е т и. Незнайка.
– Незнайка прислал вам с Луны свои рисунки. Незнайка нарисовал животного, которого не существует, но его образ составлен из частей знакомых вам зверей. Внимательно посмотрите и ответьте на вопросы.
– Чей это хвост? (Это хвост заячий).
– Чья это голова? (Это голова беличья).
– Чьи это уши? (Это уши лисьи).
– Чьи это лапы? (Это лапы волчьи).
– Поиграем в игру «Сосчиталка».
– Вам надо сосчитать, сколько у нашего героя рук, глаз и ног.
Ответы:
Две зеленые руки.
Три красные руки.
Два синих глаза.
– Молодцы, вы правильно справились с заданием.
6-е задание
Игра «Посели слово»
– Слушайте задание. У вас на столах лежат картинки. Определите количество слогов в словах, изображенных на картинках, и «поселите» эти слова в соответствующие дома. Те картинки, где один слог, «поселим» в одноэтажный дом, в двухэтажный дом – картинку, где два слога, и в трехэтажный – картинку, где три слога.
Изображения на картинках: роза, лук, огурец, корова, сыр, стрекоза.
– Молодцы. Вы правильно поделили слова на слоги и «поселили» картинки.
7-е задание
– Последнее задание такое. Шапокляк, прислала нам ряд вопросов и просит, чтобы мы ответили на них.
Игра «Скажи наоборот»
Логопед бросает мяч ребенку и произносит слово. Ребенок должен поймать мяч и назвать противоположное слово, например: грустный – веселый.
Горячий – холодный
Черный – белый
Злой – веселый
Высокий – низкий
Узкий – широкий
Длинный – короткий
– Молодцы, ребята. Я очень рада, что вы справились со всеми заданиями.
Раздается звонок телефона.
Г о л о с и з т е л е ф о н а. Я вредная старушка, старушка Шапокляк.
Вы так много знаете, пожалею я вас, верну я вам ваши книжки –
вот ключи от замков. Открывайте сундук, забирайте книги.
Л о г о п е д. Как гласит пословица, «ученье – свет, а неученье – тьма».
Итог:
– Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.
Оценка:
Л о г о п е д. Мне очень приятно было слышать ваши полные правильные ответы, особенно хочу отметить ответы Софьи, Руслана, а вот Степе хочется напомнить чтобы он не торопился, выслушивал задание до конца и был внимателен. За ваш труд я хочу вам подарить эти книги, по которым вы будете получать дальнейшие знания. На этом наше путешествие закончено, всем спасибо.
|